Комментарии в СМИ
«В Смольном рассчитывают на софинансирование инфраструктурных проектов»
Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», рассказал о целесообразности использования контрактов жизненного цикла при строительстве дорожной инфрастурктуры.
Администрация Петербурга, до последнего времени активно отменявшая проекты государственно-частного партнерства, в том числе в сфере дорожной инфраструктуры, теперь вновь заявляет о возможности привлечения средств бизнеса к строительству трасс и мостов. В то же время Смольный рассчитывает получить на эти цели 34 млрд руб. из федерального бюджета, а средства, которые были зарезервированы в инвестфонде на Орловский тоннель, направить на набережные Обводного канала. Пока не начнет работать система контрактов жизненного цикла, реальное участие бизнеса в дорожных стройках остается под вопросом, говорят эксперты.
В течение 2012—2013 годов планируется разработать проекты строительства двух новых скоростных трасс — магистрали с мостом через Неву в створе улиц Фаянсовой и Зольной и северной вылетной магистрали №7 от Арсенальной набережной до Выборгского шоссе с мостом через Неву в створе Арсенальной улицы, сообщил вчера глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Борис Мурашов. По его словам, строительство этих объектов может начаться в 2014 году и завершиться после ввода центрального участка Западного скоростного диаметра (ориентировочно — 2016 год), когда «все силы можно будет бросить на новые трассы». Возможную стоимость г-н Мурашов пока назвать затруднился, отметив лишь, что город ориентируется на цену одного километра 2,5 млрд руб. Ранее губернатор Георгий Полтавченко в послании законодательному собранию сообщил, что эти проекты могут быть реализованы на условиях государственно-частного партнерства.
В текущем году начнется работа по модернизации проекта моста через остров Серный, говорит Борис Мурашов. «Мы сумели доказать необходимость этой переправы», — отмечает он. По его словам, ранее разработанный проект моста (им занимался институт «Стройпроект») будет модернизирован, в том числе планируется обеспечить съезды с моста на продолжение набережной Макарова. Связаться с представителем «Стройпроекта» не удалось. Возвести переправу предполагается к 2015 году. Ранее стоимость моста оценивалась примерно в 10 млрд руб., и в 2008 году даже был выбран подрядчик стройки («Мостоотряд №19»), но из-за кризиса проект был отложен.
В целом в 2012 году на строительство и реконструкцию дорог согласно Адресной инвестиционной программе предусмотрено около 16 млрд руб. В то же время, по словам Бориса Мурашова, город ведет переговоры с Министерством транспорта и Министерством финансов РФ о выделении дополнительно 34 млрд руб. на дорожную инфраструктуру Петербурга. Ожидается, что к концу лета может быть решен вопрос о перенаправлении суммы, которая была зарезервирована в инвестиционном фонде РФ на Орловский тоннель, на реконструкцию набережных Обводного канала. Объем средств в комитете назвать затруднились.
Строительство дорожной инфраструктуры именно та сфера, где частные средства будут полезными, считает управляющий партнер юридической компании «Качкин и партнеры» Денис Качкин. В то же время, по его словам, наиболее реальной схемой для таких проектов выглядят контракты жизненного цикла, когда концессионер строит дороги, а город возвращает ему часть затрат на строительство и оплачивает эксплуатацию. «Сейчас инвесторы проявляют интерес к схеме государственно-частного партнерства, но пока немногие из них понимают суть механизма», — говорит Денис Качкин.
В свою очередь эксперт ИФК «Солид» Эльвира Малахова отмечает, что бизнес от ГЧП часто отталкивает тот факт, что речь идет о проектах, которые когда-то начинали реализовываться, но были приостановлены. «В данной ситуации предприниматели смотрят далеко вперед и, учитывая нестабильность в еврозоне, которая оказывает влияние на финансовые рынки и бизнес в целом, чаще готовы вкладываться в быстроокупаемые активы, а строительство инфраструктурных объектов может быть долгим», — говорит эксперт. По ее мнению, если планируемые объекты могут с правовой, социальной и политической точек зрения быть платными, то привлечение бизнеса, безусловно, более вероятно.
Ирина Лапеченкова
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF