Комментарии в СМИ

«36 типовых уставов вступят в силу c 24 июня»

Алексей Елисеенко, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», рассказал о недостатках вступающих в силу типовых уставов для ООО.

24 июня 2019 года вступает в силу Приказ Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью», которым утверждены 36 типовых вариантов устава, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью.

Напомним, что впервые возможность использования юридическими лицами типовых уставов была закреплена еще в 2014 году в пункте 2 статьи 52 Гражданского кодекса РФ. Указанной нормой было предусмотрено, что для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. В дальнейшем порядок использования юридическими лицами типовых уставов был уточнен Федеральным законом от 29.06.2015 № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов», который внес очередные изменения в пункт 2 статьи 52 ГК РФ, Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также ряд других нормативных актов.

Новым регулированием предусмотрено, что юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц. При этом установлено, что типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица, потому как такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц. Таким образом, уже в 2015 году была сформирована необходимая правовая база для использования обществами с ограниченной ответственностью типовых уставов, однако на практике юридические лица были лишены возможности использования типовых уставов, так как уполномоченный государственный орган, коим было определено Министерство экономического развития РФ, долгое время не утверждал соответствующие типовые формы.

С 24 июня 2019 года у обществ с ограниченной ответственностью появится потенциальная возможность использования одного из 36 вариантов типовых уставов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411. Все 36 типовых уставов отличаются различной комбинацией условий, касающихся:

  • возможности выхода участника из общества;
  • необходимости получения согласия участников общества на отчуждение доли третьим лицам;
  • наличия либо отсутствия преимущественного права покупки доли у других участников общества;
  • возможности отчуждения доли другим участникам без согласия остальных;
  • возможности перехода доли к наследникам и правопреемникам участников без согласия остальных участников;
  • порядка избрания единоличного исполнительного органа общества (предусмотрено несколько вариантов: единоличный исполнительный орган отдельно избирается общим собранием участников либо каждый участник общества является единоличным исполнительным органом, осуществляющим полномочия самостоятельно, либо все участники общества совместно осуществляют полномочия единоличного исполнительного органа);
  • порядка подтверждения принятия общим собранием участников общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии.

При этом новые типовые уставы могут применять не только вновь создаваемые, но и уже действующие общества с ограниченной ответственностью. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества, действующего на основании устава, утвержденного учредителями (участниками) общества, вправе в любой момент принять решение о том, что общество в дальнейшем будет действовать на основании типового устава. Сведения о том, что общество действует на основании типового устава, представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, путем предоставления заявления по форме Р14001 и соответствующего решения общего собрания участников общества (пункт 2.1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Однако здесь следует отметить, что в настоящее время ни в форму Р11011, ни в форму Р14001 не внесены изменения в части возможности указания на то, что общество будет действовать на основании типового устава, поэтому реальная возможность перехода на типовые уставы, вероятно, появится у обществ только после внесения соответствующих изменений в формы Р11001 и Р14001.

Таким образом, ожидается, что уже в ближайшее время у обществ с ограниченной ответственностью появится возможность воспользоваться всеми преимуществами перехода на типовой устав, основным из которых является отсутствие необходимости внесения изменений в устав при изменениях законодательства, смене наименования общества либо изменении размера уставного капитала.

При этом не следует забывать и о недостатках использования типовых уставов, некоторые из которых могут оказаться довольно существенными для участников обществ. Так, например, утвержденные типовые формы уставов предусматривают лишь базовое регулирование отдельных вопросов управления обществом, оставляя неурегулированными иные вопросы, которые могут оказаться достаточно важными на практике. Так, например, типовые уставы не предусматривают возможности создания в обществе совета директоров, равно как они не предоставляют возможности перераспределения компетенции между органами управления обществом. Более того, при использовании типовых уставов участники общества не смогут установить собственный порядок одобрения сделок с заинтересованностью либо предусмотреть необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания участников общества на совершение директором определенных сделок. Важно также учитывать отсутствие в типовых уставах положений, разрешающих передачу принадлежащей участнику доли в залог третьим лицам (статья 22 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), что, например, может стать серьезным препятствием при получении обществом и его участниками дополнительного финансирования со стороны банков и сторонних инвесторов.

Более того, некоторые типовые формы содержат довольно спорные положения с точки зрения действующего законодательства. Так, например, отдельные типовые уставы (например, устав № 4, № 10 и др.) предусматривают положение о том, что участники общества не обладают преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества, который производит ее отчуждение третьим лицам. В то же время положения статьи 93 Гражданского кодекса РФ и статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» прямо не предусматривают возможности исключения преимущественного права участников на приобретение доли, а в доктрине существует мнение об императивности норм о наличии у участников преимущественного права покупки доли или части доли участника общества, который производит ее отчуждение третьим лицам. [1]

Таким образом, при принятии решения о переходе на использование типовых уставов необходимо учитывать, что такие типовые уставы могут не подойти участникам общества в тех случаях, когда характер взаимоотношений между участниками общества требует более подробного урегулирования порядка осуществления обществом своей деятельности.

[1] См., например, Габов А. В. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью в российском законодательстве. М.: Статут, 2010.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ