Комментарии в СМИ

СМИ цитирует выступление управляющего партнера «Качкин и Партнеры» Дениса Качкина в рамках ежегодного международного форума «Морской туризм 2014».

Водный туризм власти будут развивать с помощью ГЧП.

Для развития водного туризма и необходимой инфраструктуры в разных регионах страны требуется участие бизнеса и четко проработанная политика работы с властями, показал прошедший в Санкт-Петербурге шестой международный форум «Морской туризм». Замглавы Ростуризма Дмитрий Амунц рассказал о недавно вышедшем постановлении правительства России о стратегии развития туризма до 2020 года. Несмотря на политические и экономические проблемы, в стране растет как внутренний, так и въездной туризм. Россия вошла в десятку стран-лидеров в мире по количеству въезжающих иностранцев, и эта доля ежегодно растет на 13-15%. В целом же на долю нашей страны сейчас приходится около 5% от всего мирового турпотока. «При этом у нас в стране много интересных региональных аспектов развития именно водного туризма, — рассказал Амунц. — Это и проекты круизных маршрутов по Северному морскому пути, например, разработанный Ростуризмом маршрут, связывающий Землю Франца Иосифа и Шпицберген. Норвежские поселения на архипелаге ежегодно посещает более 80 тыс. туристов, и создание устойчивого водного маршрута позволит увеличить российскую часть этого турпотока».

В регионах много комплексных и точечных проектов создания водной туристической инфраструктуры. По словам Амунца, активно растет туристический потенциал Севморпути. Например, Архангельская область разработала предложения по созданию так называемого Североморского туристско-рекреационного кластера, а в Мурманской области идет масштабная работа над проектом «Арктическая гавань». С каждым годом количество заявок на проход судов по Севморпути, поданных в Ростуризм, увеличивается. В навигационный период 2013 года ведомство получило 21 заявку на проведение экспедиций, 22 заявки на морские спортивные туры с погружением, 28 морских круизов.

Как рассказал директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта минтранса Константин Пальников, существующая ФЦП по развитию туризма, конечно же, ориентирована на помощь частных инвесторов. «На каждый вложенный бюджетный рубль предполагается три привлеченных рубля инвестиций, — говорит он, — поскольку средств в бюджете немного, необходимо создать «скамейку запасных» из желающих принять участие в программе. Бюджетные средства полностью не осваиваются — с 2011 года часть выделенных средств перешла на 2012 год, потом — на 2013-й. Многие регионы, желающие поучаствовать, не успевают освоить средства. Так было, например, с Нижегородской областью, у которой был заявлен свой проект развития туризма, однако средства освоить не удалось, и оставшаяся часть пошла на проекты других регионов. Поэтому «запасные» должны быть, ведь пока у нас есть сложности в организации работы с инвесторами».

Пока освоена половина выделенных на этот год средств, однако эксперт надеется, что к концу года они будут освоены полностью. Всего до 2018 года из бюджета выделено 34 млрд руб., а желание принять участие в программе изъявили 24 региона с различными проектами, среди них, например, туркластеры в Рязанской, Ивановской и Ярославской областях.

Эксперты считают, что справиться с инфраструктурной недостаточностью в сфере туризма получится, если при реализации проектов делать ставку на ГЧП. По словам руководителя практики по инфраструктуре и ГЧП Дениса Качкина юридической компании «Качкин и партнеры», кластерный подход при использовании ГЧП в этой сфере направлен на снижение рисков для бизнеса и нагрузки на бюджет. Сама схема ГЧП для проектов в сфере туризма предусматривает, что за счет бюджета создаются участки обеспечивающей, сопутствующей инфраструктуры. Власти обязаны подвести коммуникации к участку, а дело бизнеса — построить там причалы, гостиницы.

Анна Романова

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ