Комментарии в СМИ
«Рынок концессий может остановиться из-за новых правил»
Комментирует внесение поправок в Бюджетный кодекс управляющий партнер АБ «Качкин и Партнеры», руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Денис Качкин.
Запуск новых концессий или проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) может серьезно осложниться, считают консультанты, работающие на этом рынке. Риски они увидели в поправках в Бюджетный кодекс, которые вступили в силу в октябре. На изменения эксперты сначала не обратили внимания – они были частью большого законопроекта, принятого всего за две недели. Представитель Минфина, готовившего поправки, утверждает, что рынок неверно их понял.
Поправки затронули статью, регулирующую предоставление субсидий. В новой редакции говорится, что если проектам сроком больше трех лет нужны субсидии из бюджета (не важно какого уровня), то они не должны превышать затраты, возмещаемые по закону о защите и поощрению капиталовложений. Формулировка статьи вызывает много вопросов, говорит инвестиционный директор InfraOne Татьяна Колодина. Во-первых, непонятно, о каких именно возмещаемых затратах идет речь – то ли о затратах на инфраструктуру, то ли об иных мерах поддержки. Во-вторых, непонятно, нужно или нет в обязательном порядке заключать соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) до заключения концессий и соглашений ГЧП, поясняет она.
Невнятные формулировки остановят всех, кто планировал заключать концессионные соглашения или о ГЧП, опасается управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова. По сути, нельзя заключить ни одну концессию, ни одно соглашение о предоставлении долгосрочных субсидий, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Риски возникают даже для уже заключенных соглашений – государство может оказаться не в состоянии исполнить свои обязательства (если они больше возмещаемых затрат), что может привести к дефолтам проектов, предупреждает Колодина. По ее словам, от поправок пострадают не только концессии и соглашения ГЧП, но и все долгосрочные соглашения о предоставлении субсидий.
«В поправку заложен другой смысл», – ответил VTimes представитель Минфина. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений – дополнительное основание для долгосрочных обязательств по предоставлению субсидий из бюджета, заверил он. «Субсидии, которые предоставляются в соответствии с условиями соглашений о ГЧП и концессий, эта поправка не затрагивает», – успокоил представитель министерства.
Региональные чиновники, напуганные размытыми требованиями, все равно будут на всякий случай требовать заключить СЗПК для любых концессий и ГЧП – то, чего пытался избежать рынок, предупреждает Годунова. Когда закон о СЗПК только принимался, участники рынка концессий и ГЧП всеми силами старались сделать так, чтобы новые правила не коснулись их и не нарушили отлаженную схему работы.
Дело в том, что в формулировки поправок закралась ошибка, рассказали VTimes человек, близкий к Минфину, и человек, близкий к Агентству инвестиционного развития, созданного осенью для сопровождения СЗПК. Представитель агентства, а также его коллега из Минэкономразвития не ответили на запрос VTimes. Из пояснительной записки к закону видно, что планировали совсем другое – урегулировать вопрос заключения СЗПК без издания дополнительного правового акта, замечает Качкин.
За последние 15 лет до стадии коммерческого закрытия дошло всего 277 проектов стоимостью более 100 млн руб., подсчитывала Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) в начале года. Все инвестиции во все проекты должны составить около 1,9 трлн руб. При этом по каждому из 18 мегапроектов – это 17 транспортных и один коммунальный – обязательства превышают 30 млрд руб.
Неопределенность – злейший враг инвестиций, говорит Годунова. Когда в 2017 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вмешалась в концессию на строительство дороги Стерлитамак – Магнитогорск (нашумевшее «башкирское дело»), рынок остановился на целый год, вспоминает она. «До внесения корректировок рынок новых проектов будет парализован», – считает и Колодина.
Ситуация выглядит довольно абсурдно, отмечает исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко (слова передал через представителя): законодатель точно не планировал этими поправками напугать инвесторов, а всего лишь вносил технические правки. Ведь в ключевые статьи, связанные с субсидиями в ГЧП-проектах, никакие поправки не вносились. Однако буквальное толкование поправок может уже сейчас обрушить рынок и заморозить запуск новых проектов до разъяснения ситуации, согласен Ткаченко. «Это очень неприятная и, говоря водевильным языком, конфузная ситуация, которая требует скорейшего исправления путем внесения поправок», – считает Качкин. Национальный центр ГЧП уже направил в Минфин запрос для разъяснения изменений, сообщил Ткаченко.
Если ситуация затянется, это может стоить экономике десятки миллиардов рублей, считает Ткаченко. Хорошо бы, чтобы законодатели впредь избегали таких внезапных изменений и больше консультировались с участниками рынка, резюмирует Годунова.
Екатерина Мереминская
Материал опубликован на сайте «VTimes» 02.11.2020
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF