Комментарии в СМИ
«Соглашение через Zoom: что нужно учитывать»
Партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов рассуждает о сложностях ведения переговоров с целью изменения текущих договоров в ситуации пандемии.
Эксперты отмечают, что сейчас участники делового оборота стараются не заключать новые соглашения. Если и проводят переговоры, то по изменению уже существующих и подписанных документов. Самый популярный формат — созвониться по видеосвязи. Но подобный способ лишает опытных переговорщиков целого ряда преимуществ: оппонент находится в комфортной обстановке, и его уже сложнее уговорить на то или иное решение. Да и технические сбои связи тоже идут не на пользу деловому общению.
Разговоров стало меньше
Новые соглашения в период пандемии стороны стараются не заключать. Многие участники делового оборота просто выжидают, что и как будет дальше, говорит управляющий партнер Ветров и партнеры Виталий Ветров.
По изменениям текущих соглашений переговоры идут непросто. Особенно тяжело приходится, если кредитор в свою очередь является должником у третьего лица, говорит партнер Качкин и Партнеры Дмитрий Некрестьянов. Ощутимо это будет для торгового центра, который платит кредит банку и не может позволить снизить арендные доходы. Эксперт объясняет, что кредитор испытывает непонимание – почему он, имея хороший и составленный в его пользу договор, должен добровольно отказаться от такой защиты и начать делить убытки с должником?
Денис Быканов, партнер MGP Lawyers:
«Естественно, что сейчас наблюдается как спад деловой активности, так и переговоров. Деловое общение преимущественно переместилось в онлайн, хотя и не все могут с этим смириться. Многие люди, особенно старшего поколения, просто откладывают важные деловые переговоры до окончания самоизоляции».
Негативно влияет на переговоры и понимание того, что долгосрочное планирование отношений в текущих условиях достаточно проблематично. Из-за этого некоторые предприниматели, у которых контрагенты просят послаблений, предпочитают действовать на краткосрочную перспективу, констатирует Ольга Жуков из Инфралекс: «Они стремятся получить максимальную выгоду сейчас, так как неизвестно, что будет потом».
Договариваемся в новом формате
Во многих известных нам проектах плановые или «докризисные» переговоры практически замерли, подтверждает управляющий партнер Ost legal Владимир Липавский: «Вероятно, компании оценивают влияние кризиса и способы его преодоления». «Кризисные» же переговоры протекают с использованием всех доступных каналов связи, перечисляет юрист: zoom, скайп, электронная почта, телефон. Бывают и личные встречи, хотя последние две недели крайне редко, добавляет он.
У нас встречи в офисах официально запрещены, рассказывает Ольга Батура из Дювернуа Лигал: «Все переговоры ведутся через Skype, WhatsApp и другие подобные сервисы». Для транзакционных практик традиционно общение в формате телефонной конференции. Но в решающие моменты на передний план все равно выходят личные встречи, которые никакой видео-конференцией не заменить, подчеркивает партнер CMS Russia Владимир Зенин.
Раньше сложные вопросы решались на личных встречах, которые позволяли «прочувствовать» контрагента, найти его слабые стороны и «продавить» нужное решение, подчеркивает советник Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры Олег Буйко. По его словам, переход на видеоконференции фактически лишил преимуществ опытных юристов-переговорщиков: «Ваш контрагент «находится» через камеру, в комфортной для себя атмосфере, когда нет стресса и накала. Как следствие, сложнее найти компромисс или добиться более выгодных условий сотрудничества».
Фиксируем договоренности правильно
Еще одна сложность – правильно оформить договоренности, которых удалось достичь в онлайне. Если речь идет о заключении допсоглашения, то можно воспользоваться положениями действующего договора об обмене документов, советует Жукова. Пусть даже и по электронной почте. Также многие компании могут подписать бумаги с помощью электронной подписи, добавляет она. Все эти процедуры необходимо обязательно соблюсти, чтобы в будущем обеспечить доказательственную базу для обоснования своего добросовестного поведения, объясняет старший юрист VEGAS LEX Кирилл Никитин.
Плюсы и минусы дистанционных переговоров*
+ Экономия времени
+ БОльшая алгоритмичность переговорного процесса
— Сложно найти «слабые» стороны контрагента и «продавить» нужное решение
— Чаще встречаются отказы от уже достигнутых соглашений
— Из-за перегрузок сети связь может зависнуть в неподходящий момент
*Плюсы и минусы перечислены комментаторами материала
Кому-то приходится выезжать на личные встречи и в период «всеобщей самоизоляции». Так, на прошлой неделе мы подписывали в «челночном» режиме документы об увольнении сотрудника, рассказывает управляющий партнер Lidings Андрей Зеленин: «Сначала на территории работника, потом у работодателя». Подобные оффлайн-контакты во многом зависят от того, насколько серьезно участники переговоров относятся к угрозе коронавируса, резюмирует управляющий партнер Art de Lex Дмитрий Магоня.
Алексей Малаховский
Материал опубликован на портале «Право.Ru» 24.04.2020
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям