- — 70 000 руб.;
- — 50 000 руб.;
- адвокат Максим Божко — 50 000 руб.
Именные стипендии студентам МГУ предлагает и учредили именную стипендию в память об основателе кафедры коммерческого права и основ правоведения Борисе Пугинском. Подобные программы есть и в региональных вузах. выбирает стипендиатов среди учащихся Казанского федерального университета, а поощряет студентов из Ингушетии, которые учатся за пределами республики. Соискателям нужно подтвердить, что они успешно учатся, и подготовить мотивационное письмо. Подобные программы поддерживают не только юрфирмы, но и бизнес. Например, у «Газпромбанка» есть спонсорская стипендия для студентов-юристов из РШЧП и ВШЭ.
Разовую выплату три учащихся получают за лучшие эссе о проблемах права. Недавно Адвокатское бюро ЕПАМ и юридический факультет МГУТакие стипендии помогают фокусироваться на студентах с большим потенциалом, говорит Жанна Томашевская, управляющий партнер «Томашевская и партнеры». Еще это повышает привлекательность компании. Стипендиаты приходят в офис юрфирмы, знакомятся с ее работой и в будущем могут стать сотрудниками компании.
Стажировки
Еще один способ — стажировки. По информации HeadHunter, по всей стране открыто 206 вакансий для стажеров-юристов, 45 из них — в Москве. Чтобы попасть на стажировку в компанию, нужно пройти отбор. Юрфирмы смотрят не только на престиж вуза: они оценивают мотивацию соискателя, его интерес к новостям юррынка и законодательным изменениям.
Этапы отбора на стажировку каждая фирма определяет самостоятельно. Зачастую просят направить резюме и сопроводительное письмо, а потом пройти собеседование и выполнить тестовое задание.
«Это хорошая возможность проверить, сможет ли претендент решить сложную интеллектуальную задачу в ограниченное время. С подобными заданиями справляются не все: часть кандидатов не дописывает тест и уходит», — Вадим Кузовков, управляющий партнер
Стажировка помогает увидеть молодого специалиста в работе и оценить его потенциал, дополняет Шмелева. С первого дня стажировки студенты вовлечены в реальные задачи и проекты фирмы, что позволяет им продемонстрировать свои возможности. За последние два года в Better Chance прошли стажировку 27 человек, 80% из которых теперь строят карьеру в компании. В компании «Томашевская и партнеры» из 1000 стажеров более 50 человек перешли на работу помощником юриста, десять выросли до младших юристов, а еще двое — до позиции юриста.
При этом стажировка должна увлекать и напоминать игру, считает Даниил Рудницкий, операционный директор международного направления
«Мы разрабатываем дорожную карту: за качественно выполненные задания стажер получает внутренние баллы, и в будущем он сможет потратить их в корпоративном магазине. Он может приобрести дополнительный выходной, сертификаты на поход в ресторан, шопинг или поездку в офис в Дубае», — рассказывает Рудницкий.Муткорты и конкурсы
Привлечь талантливых студентов помогает организация игровых судебных поединков (муткортов), говорит Полина Качкина, исполнительный директор АБ «
Обычно муткорты состоят из двух этапов: подготовка процессуальных документов и их устная защита. Играют две команды, представляющие истца и ответчика. По итогам «заседания» выбирают победителя — того, чьи доводы оказались убедительнее. В 2024 году компания провела уже пятый муткорт по ГЧП. В нем приняли участие 36 команд из 22 российских университетов. Всех участников команды-победителя пригласили на оплачиваемую стажировку — 40 000 руб. в месяц.«Мы верим, что это точно стоит вложенных затрат и усилий. Уже сегодня у нас работают три юриста — победителя наших муткортов разных лет», — отметила Полина Качкина.
Ежегодные федеральные муткорты, такие как «Хрустальная Фемида», кейс-турнир «Кафедра», Kutafin Legal Cup, Ural Commercial Moot Court, традиционно собирают большое число спонсоров, заинтересованных в поиске молодых сотрудников. Так, «Хрустальную Фемиду — 2025» поддержали юрфирмы
, , , А кейс-турнир «Кафедра» спонсируют «Газпромнефть Экспертные решения», Сбербанк, «Россети Ленэнерго», Адвокатское бюро Представители этих компаний выступали судьями, слушали выступления сторон и принимали итоговое решение.К отдельной категории можно отнести формат собственных конкурсов, нацеленных на ту же целевую аудиторию. Подобные проекты юрфирмы проводят как своими силами, так и в самых разных коллаборациях. Такие проекты довольно масштабны и требуют глубокой проработки и вовлечения проектной команды на всех этапах проведения и фоллоу-апа после завершения проекта. Один из примеров — состоявшийся в начале года всероссийский конкурс «Профи диктуют», организованный Адвокатским бюро ЕПАМ при поддержке Ассоциации юристов России. Конкурс проводился среди студентов юрфаков, показавших наилучшие результаты в VIII Всероссийском правовом диктанте. В результате, участие в конкурсе приняли студенты из 62 вузов из разных регионов России.
Такой инструментарий нацелен не только на повышение узнаваемости и формирование лояльности к бренду, но в первую очередь на поиск и привлечение перспективных и талантливых молодых кадров в юридические фирмы.
Сила бренда
За годы работы на рынке многие фирмы выстроили бренд, который сам притягивает молодых соискателей. «Работа с лучшими, стабильность, профессионализм, уникальные проекты и глубокие экспертные знания — то, с чем ассоциируют сильный бренд, такой как ЕПАМ», — говорит Шашкова.
Немалую роль в этом играет включение компании в ведущие федеральные рейтинги, продолжает Диана Лебедева, руководитель административного департамента
Это работает на бренд и помогает закрыть потребность в активном поиске кадров. «Студенты сами пишут на почту, звонят, находят нас в соцсетях», — рассказывает Лебедева.Крупные компании привлекают молодых соискателей бонусами. Например, всем сотрудникам
доступен ДМС, офис с настольными играми, тимбилдинг и курсы актерского мастерства, рассказала директор по развитию компании Вероника Крылова. Сотрудники могут заниматься корпоративной йогой и теннисом, им компенсируют стоимость занятий английским и сессий с психологом. «В компании есть традиция — еженедельный random coffee. Это возможность сходить в любую кофейню за счет компании и пообщаться с коллегами на личные темы», — рассказал Рудницкий.Большое внимание уделяют программам наставничества, регулярным тренингам, добавляет Анастасия Орешкина, старший менеджер по подбору и адаптации персонала
Это способствует адаптации, росту молодых юристов и в конечном счете — развитию бренда в целом.Артем Козлов