Новое в регулировании
Утверждены правила предоставления бюджетам субъектов федеральных субсидий на развитие городского наземного электрического транспорта
16 января 2023 года принято Постановление Правительства РФ, которым утверждены правила предоставления федеральных субсидий бюджетам субъектов РФ для финансирования инфраструктурных проектов городского наземного электрического транспорта и автомобильного транспорта общего пользования.
1. Цели предоставления субсидий субъектам РФ
В соответствии с Правилами субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ из бюджета Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации региональных или муниципальных инфраструктурных проектов, которые предусматривают:
- осуществление комплекса мероприятий на основе концессионных соглашений, направленных на развитие ГНЭТ и автомобильного транспорта общего пользования, обновление подвижного состава ГНЭТ, выполнение работ по освещению и благоустройству территорий;
- закупку электробусов и зарядной инфраструктуры для них.
Получаемые субсидии могут быть направлены субъектами РФ – получателями федеральных субсидий[3]:
- на предоставление капитального гранта[4] в рамках концессионного соглашения;
- в качестве субсидий муниципальным образованиям – концедентам по концессионным соглашениям для выплаты ими капитального гранта;
- на закупку электробусов и зарядной инфраструктуры;
- в качестве субсидий муниципальным образованиям для закупки электробусов и зарядной инфраструктуры.
При этом средства, профинансированные за счет предоставленной в соответствии с Правилами субсидии, не могут направляться на проектирование и проведение инженерных изысканий[5].
[3] П. 2 Правил.
[4] Согласно п. 2 Правил под капитальным грантом понимается часть расходов в соответствии с концессионным соглашением, принимаемая на себя концедентом в целях финансирования расходов концессионера на реализацию инфраструктурного проекта.
[5] П. 21 Правил.
2. Отбор субъектов РФ для предоставления субсидий
Для предоставления субсидий субъекту РФ необходимо подать заявку. Порядок отбора утверждается Минтрансом России.
Среди прочего, оценивается коэффициент покрытия плановой выручкой затрат по концессионному соглашению. Под ним в Правилах понимается отношение плановой выручки от перевозки в каждом календарном году[6] к сумме инвестиционного и эксплуатационного платежа за такой год. Плановый коэффициент рассчитывается за весь период (то есть для каждого года) действия концессионного соглашения. При этом если значение коэффициента оказывается меньше 1, плановая выручка в расчете за каждый год корректируется на 1-5% (в зависимости от величины коэффициента) для достижения показателя, равного 1, – при условии, что это не противоречит требованию законодательства о непревышении максимального значения тарифа на проезд по маршрутам [7]. Иными словами, Правила стимулируют повышать окупаемость проектов (с учетом установленных законом ограничений). В дальнейшем в ходе реализации проекта субъект РФ ежегодно передает в Минтранс России отчет о фактическом коэффициенте (исходя из фактических показателей пассажиропотока и фактических тарифов).
Критериями отбора субъектов для предоставления субсидии являются:
1.соответствие проекта целям, установленным Правилами;
2.наличие проекта субъекта РФ в утвержденном Правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов [8] (далее — «Правительственной комиссия») перечне инфраструктурных проектов.
Для новых проектов, еще не включенных в данный перечень, для их включения Правительственной комиссией в перечень необходимо предварительное одобрение заявки субъекта РФ межведомственной рабочей группой по предоставлению субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в ВЭБ.РФ в целях компенсации недополученных доходов по кредитам, выданным на поддержку проектов по развитию городского электрического наземного общественного пассажирского транспорта [9].
Для субсидий на софинансирование капитального гранта по концессионным соглашениям:
- наличие заключенного концессионного соглашения о реализации проекта;
- одобрение ВЭБ.РФ условий финансирования инфраструктурного проекта, реализуемого на основании концессионного соглашения.
[7] См. ч. 4 ст. 15 от 13.07.2015 № 220-ФЗ Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[8] Положение о Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2014 № 855 «О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов».
[9] П. 7 Правил.
3. Размер предоставляемых субсидий
Распределение субсидий субъектам РФ, которые соответствуют указанным выше критериям, осуществляется Правительственной комиссией по предложению Минтранса России. Субсидии распределяются в пределах лимитов, доведенных до Минтранса России, при этом в 2023 году не менее 79% от доведенных средств должны направляться на финансирование капитального гранта по концессионным соглашениям [10]. Размер субсидий для каждого субъекта в очередном финансовом году рассчитывается исходя из потребности в финансировании. Для целей расчета размер потребности в финансировании за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление капитального гранта по концессионному соглашению определяется в размере 30% от стоимости проекта, указанного в заявке [11]; размер потребности на закупку электробусов и зарядной инфраструктуры в 2023 году – в размере стоимости закупки техники и оборудования.
[10] П.8 Правил.
[11] П. 20 Правил.
4. Результаты использования субсидий
Результат использования субсидии определяется в зависимости от целей их предоставления. Для субсидий, предоставляемых для целей финансирования капитального гранта по концессионным соглашениям, результатом является достижение установленного значения процента технической готовности объекта концессионного соглашения по состоянию на конец года, определяемого на основании графика реализации инфраструктурного проекта. Для субсидий, предоставляемых для целей закупки электробусов и зарядной инфраструктуры, – количество закупленных единиц техники и оборудования. Минтранс России осуществляет контроль за соблюдением соглашения о предоставлении субсидий.
5. Условия соглашения о предоставлении субсидии
Предоставление субсидии осуществляется на основе заключенного с Минтрансом России соглашения о предоставлении субсидий. Правила предусматривает ряд условий, которые должны быть включены в соглашение о предоставлении субсидии.
Так, в случае уменьшения стоимости строительства объекта по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации, содержащей оценку достоверности определения сметной стоимости объектов концессионного соглашения, и (или) уменьшения цены государственного или муниципального контракта по результатам торгов по закупке электробусов и зарядной инфраструктуры величина субсидий подлежит пропорциональному уменьшению. Напротив, при увеличении общей стоимости проекта по результатам разработки (актуализации) проектной документации общий объем субсидии увеличению не подлежит [12]
Также соглашение должно содержать положения о праве Минтранса России проводить проверки исполнения соглашения; сроки строительства; структуру финансирования проекта на этапе строительства (реконструкции) объекта концессионного соглашения по годам с указанием размеров предоставляемых средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ и средств внебюджетных источников; обязательство субъекта РФ обеспечить реализацию мероприятий в соответствии с документами транспортного планирования [13].
[12] Пп. е) п. 15 Правил.
[13] П. 15 Правил.
6. Прекращено предоставление федеральных бюджетных кредитов на комплексное развитие ГНЭТ
С принятием Правил исключена возможность предоставления средств федеральных бюджетных кредитов (ИБК) на цели комплексного развития ГНЭТ, автомобильного транспорта общего пользования, выполнение работ по освещению и благоустройству территорий на основании концессионных соглашений – соответствующие правки внесены в правила отбора проектов для предоставления ИБК [14].
[14] Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 № 1189.
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF