Комментарии в СМИ

«Законопроект о передаче культурных объектов может отпугнуть инвесторов»

Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Денис Качкин перечисляет памятники истории и культуры, которые находятся в концессии.

Лучше не менять действующее регулирование, советуют юристы.

Законопроект Минкультуры, по которому в концессию или ГЧП могут быть переданы памятники истории и культуры (планируется к рассмотрению в первом чтении в январе, сообщал «Интерфакс»), может усложнить передачу культурных объектов инвесторам, предупреждают опрошенные «Ведомостями» юристы и консультанты.

Проект должен привлечь инвесторов к сохранению и восстановлению памятников истории и культуры за счет заключения соглашений о концессиях и ГЧП. Но действующего регулирования достаточно, чтобы проводить такие сделки, а новые правила только усложнят процесс, считает управляющий партнер компании «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова: его формулировки слишком общие. В концессиях уже находятся несколько таких объектов – например, особняк В. И. Турчаниновой в Санкт-Петербурге, здание каретного сарая и ткацкого корпуса усадьбы Гончаровых, жилой дом М. А. Шаниной в Омске, перечисляет партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин.

Законопроект запрещает передавать в концессию объекты культурного наследия религиозного назначения, мемориальные квартиры, мавзолеи, произведения монументального искусства, отдельные захоронения, объекты науки и техники, в том числе военные и археологические. А также не позволяет передавать объекты для их переоборудования в современные, говорит руководитель российской практики ГЧП Dentons Владимир Килинкаров. Хотя есть много объектов, которые нуждаются в обновлении для современного использования в сфере культуры и отдыха, образования, здравоохранения, перечисляет он. В отношении некоторых таких объектов уже есть соглашения, не ясно, зачем их исключать из правового регулирования, удивлен Килинкаров.

Ключевую же проблему таких концессионных соглашений – запрет на изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессии – законопроект не решает, замечает Килинкаров. Нельзя реконструировать бывшую школу или больницу, которые относятся к культурным объектам, и создать на их базе музей или объект культуры и туризма, напоминает он, это не стимулирует инвесторов заключать такие соглашения. Помочь привлечь их могут дополнительные льготы, упрощение процедуры оформления документов, считает Годунова. Пока есть впечатление, что проект писался под быструю передачу конкретного памятника, считает она.

«К разработке законопроекта нас сподвигла необходимость – мы не скрываем этого – спасения очень знакового для России и самого крупного из руинированных объектов культурного наследия нашей страны – дворцово-паркового ансамбля «Ропша», – говорила замминистра культуры Алла Манилова (ее цитирует «Интерфакс»). Сейчас дворец передан в управление Государственному музею-заповеднику «Петергоф», на его реконструкцию требуется около 5 млрд руб. В 2016 г. Минкультуры и «Роснефть» направляли письмо президенту с просьбой передать ансамбль в долгосрочную аренду компании, которая за свой счет собиралась реставрировать памятник. Представитель Минкультуры не смог прокомментировать вопрос в понедельник вечером, а «Роснефти» – отказался от комментариев.

Ольга Адамчук

Материал опубликован на сайте газеты «Ведомости» 15.01.2019

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ