Новое в регулировании
Внесены поправки в Закон о защите и поощрении капиталовложений
Федеральным законом от 02.07.2021 № 344-ФЗ[1] (далее – Закон) были внесены масштабные изменения в Закон о защите и поощрении капиталовложений[2] (далее — Закон о ЗПК) и статью 15 Закона о контрактной системе[3].
Закон направлен на совершенствование механизмов привлечения инвестиций в экономику РФ на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК). При этом концессионные соглашения и соглашения о государственно/муниципально-частном партнерстве не подпадают под действие Закона о ЗПК (с учетом изменений), а СЗПК смогут применяться как дополнение к соглашениям в сфере государственно-частного партнерства.
Помимо прочего, Законом расширяются возможности для доступа бизнеса к заключению СЗПК, совершенствуется механизм возмещения затрат участников соглашений, уточняются полномочия органов государственной власти при заключении и исполнении СЗПК, конкретизируются процедурные аспекты заключения соглашений, а также устраняются внутренние противоречия, имевшиеся в прошлых редакциях Закона о ЗПК. В частности, Законом:
[1] Федеральный закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[2] Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».
[3] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
1. Существенно переработаны положения Закона о ЗПК, посвященные мерам государственной поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках СЗПК
- теперь одной из возможных мер государственной поддержки, помимо возмещения затрат, является налоговый вычет в соответствии с налоговым законодательством РФ;
- установлены особенности возмещения затрат в случае строительства многоквартирных, жилых домов в соответствии с договором о комплексном развитии территории, а также в сфере цифровой экономики;
- расширен перечень целей, на которые может предоставляться государственная поддержка: такими целями являются, в том числе, научные исследования и опытно-конструкторские разработки, демонтаж объектов на территории военных городков (в части жилищного строительства) и др.;
- определены формы предоставления мер государственной поддержки: субсидия либо иная форма, предусмотренная налоговым законодательством;
- установлены особенности возмещения затрат по инвестиционным проектам, предусматривающим создание объекта транспортной, энергетической, коммунальной, социальной или цифровой инфраструктуры в качестве основного объекта инвестиционного проекта;
- изменен предельный объем возмещаемых затрат: в зависимости от вида возмещаемых затрат он может составлять от 20 до 100 процентов от размера фактически понесенных затрат;
- уточнены правила определения предельного объема возмещаемых затрат и объема возмещаемого реального ущерба;
- скорректирован предельный срок, в течение которого возмещаются затраты организации, реализующей проект, в отношении объектов обеспечивающей инфраструктуры и объектов сопутствующей инфраструктуры;
- скорректирован и расширен перечень условий, соблюдение которых необходимо для возмещения затрат, также уточнен порядок их возмещения.
2. Расширена сфера действия Закона о ЗПК
Теперь он регулирует также отношения, связанные с информационным обеспечением процессов осуществления инвестиционной деятельности и предоставления мер государственной (муниципальной) поддержки в рамках государственной информационной системы «Капиталовложения».
3. В Закон о ЗПК включены новые понятия
Такие как: (инвестиционная стадия, прединвестиционная стадия, эксплуатационная стадия, этап реализации инвестиционного проекта), также уточнены формулировки некоторых понятий (инвестиционный проект, капиталовложения, обеспечивающая инфраструктура и пр.). Прямо указано на включение в понятие «инвестиционный проект» мероприятий по реконструкции и (или) модернизации и последующей эксплуатации существующих объектов недвижимого имущества на основании концессионного соглашения. Также скорректированы:
- условия (критерии) отнесения инвестиционных проектов к новым инвестиционным проектам;
- требования к проектной компании;
- требования к сопутствующей инфраструктуре;
- требования к заключению СЗПК в соответствии со ст.ст.7, 10, 16 Закона о ЗПК (указано на необходимость соответствия инвестиционного проекта требованиям в отношении нового инвестиционного проекта).
4. Уточнены полномочия Правительства РФ и иных органов государственной власти в сфере защиты и поощрения капиталовложений
В частности, закреплено право Правительства РФ по предложению уполномоченного федерального органа исполнительной власти определить российское юридическое лицо, которому могут быть переданы некоторые функции в сфере защиты и поощрения капиталовложений (включая сопровождение процессов заключения СЗПК, осуществление мониторинга и др.).
5. Уточнен перечень сведений, подлежащих отображению в государственной информационной системе «Капиталовложения», а также порядок создания, ввода в эксплуатацию, развития и эксплуатации указанной информационной системы
Указано, что оператором такой системы может быть концессионер или частный партнер либо исполнитель по соответствующему государственному контракту. Предусмотрена необходимость отображения в информационной системе сведений об инвестиционных проектах, реализуемых с участием публично-правовых образований (на основании иных чем СЗПК договоров), обязательств публично-правовых образований в связи с реализацией таких проектов, а также мер поддержки, предоставляемых в связи с реализацией таких проектов публично-правовыми образованиями, иными определенными законодательством РФ лицами (в том числе институтами развития) инвесторам, такая информация вносится в систему в порядке, определяемом Правительством РФ.
6. Установлены условия (критерии) отнесения инвестиционных проектов к различным сферам российской экономики
(При этом Правительство РФ вправе установить дополнительные основания отнесения инвестиционных проектов к инвестиционным проектам в перечисленных в Закона о ЗПК сферах). Уточнен перечень сфер российской экономики и видов деятельности, заключение СЗПК в которых не допускается.
7. Уточнены порядок заключения СЗПК в порядке частной проектной инициативы (в том числе в случае участия в СЗПК двух и более субъектов РФ), а также в порядке публичной проектной инициативы
В частности, уточнен перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению о заключении СЗПК, порядок подачи и рассмотрения указанного заявления, при этом:
- в срок до 1 июня 2022 года СЗПК (дополнительные соглашения к ним), стороной которых является Российская Федерация, могут заключаться в порядке, предусмотренном частями 3 — 14 ст.16 Закона о ЗПК;
- в срок до 1 июня 2022 года СЗПК, стороной которых не является Российская Федерация и (или) стороной которых является муниципальное образование, могут заключаться в порядке, предусмотренном частями 17 — 28 ст.16 Закона о ЗПК.
8. Уточнен порядок применения стабилизационной оговорки
В частности, предусмотрено, что перечень нормативных правовых актов, которые применяются с учетом стабилизационной оговорки, утверждается уполномоченным федеральным либо региональным органом исполнительной власти, также определен порядок согласования с уполномоченными органами (в том числе органами муниципального образования) списка актов, которые могут применяться с учетом стабилизационной оговорки.
9. Скорректированы предмет и условия СЗПК
В том числе закреплены условия перехода прав и обязанностей организации, реализующей проект, в случае ее реорганизации к другому юридическому лицу, уточнен перечень существенных условий СЗПК, скорректированы сроки применения стабилизационной оговорки (в том числе предусмотрен предельный 10-летний срок ее применения для проектов в сфере сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, образования и здравоохранения с объемом капиталовложений не более 5 млрд рублей), установлены особенности ее применения в отношении отдельных нормативных правовых актов.
10. Скорректированы основания и порядок изменения и расторжения СЗПК, порядок изменения и прекращения СЗПК
В частности, существенно расширен перечень оснований для изменения условий СЗПК: теперь к таким основаниям относятся обстоятельства непреодолимой силы или существенное изменений обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения (примерный перечень таких обстоятельств, а также состав документов, представляемых в целях внесения изменений в СЗПК, устанавливается Правительством РФ), изменение объема капиталовложений и пр. Скорректирован и расширен перечень документов, направляемых заявителем для целей внесения изменений в СЗПК.
11. Внесены изменения в положения об ответственности за нарушение условий СЗПК
В частности, уточнены правила предъявления организацией, реализующей проект, требования о возмещении причиненного реального ущерба в случае нарушения стабилизационной оговорки или нарушения публично-правовым образованием иных положений СЗПК. Установлен предельный срок для принятия решения о возмещении причиненного реального ущерба (3 либо 6 месяцев).
12. Уточнен порядок эксплуатации и передачи в государственную (муниципальную) собственность или в собственность регулируемой организации объектов сопутствующей инфраструктуры
В том числе предусмотрено заключение отдельного соглашения организацией, реализующей проект, с соответствующими уполномоченными организациями (органами).
13. Предусмотрена возможность обеспечения исполнения обязательств по кредитам и (или) займам, привлекаемым организацией, реализующей проект, залогом денежных требований, возникающих в связи с предоставлением такой организации меры государственной поддержки, предусмотренной ч. 1 ст. 15 Закона о ЗПК (возмещение затрат, налоговый вычет), и (или) на основании связанных договоров, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона о ЗПК (договор о предоставлении субсидии, договор о предоставлении бюджетных инвестиций)
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Его положения применяются к правам и обязанностям, которые возникнут из ранее заключенных СЗПК после дня вступления в силу Закона, при этом ряд статей Закона о ЗПК (с учетом вносимых Законом изменений) распространяется на отношения, возникшие из СЗПК, заключенных до дня вступления в силу Закона. В заключительных положениях Закона установлены дифференцированные правила рассмотрения заявления о заключении ЗПК в зависимости от даты подачи заявления (до 1 апреля 2021 года либо в период с 2 апреля 2021 года до 1 июня 2022 года).
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF