Комментарии в СМИ

«Наталья Осипова: Якутский бизонарий может стать точкой притяжения и брендом»

Лусине Арутюнян, руководитель направления проектов в социальной сфере практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнеры» комментирует материал о развитии туризма в Якутии.

Вице-президент Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства (ОСИГ) поставила «двойку» туризму в Якутии. 9 сентября в рамках Форума «Якутск 4.0.0 старт» состоялась стратегическая сессия, главной целью которой стало формирование «дорожной карты» для одного из самых перспективных направлений экономики — туристической отрасли. Представители власти, гостиничного, ресторанного бизнеса, туроператоров встретились с — вице-президентом Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства (ОСИГ), руководителем рабочей группы Экспертного Совета Комитета Государственной Думы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Натальей Осиповой. Федеральный эксперт встретилась в предпринимателями и представителями власти на следующих площадках форума: «Встреча с представителями туристической индустрии г. Якутска», «Привлечение инвестиций в новых реалиях: вызовы и возможности», «Туризм как один из ключевых драйверов роста». Наталья Алексеевна по полочкам разложила ситуацию в области туризма в республике и дала советы как провести «работу над ошибками». Более подробно сообщает ИА YakutiaMedia.

В мероприятии также приняли участие руководитель направления проектов в социальной сфере «Практика ГЧП и инфраструктуры» адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Лусине Арутюнян, заместитель главы «ГО Город Якутск» Владимир Аржаков, председатель Совета ЯРО ВООПИК Руслан Васильев, председатель ассоциации рестораторов, отльеров и туризма РС(Я) Татьяна Тымырова, председатель ассоциации «Сделано в Якутии», член Общественной палаты РС(Я), предприниматель Ольга Григорьева, члены Совета по туризму при главе города и другие.

Самым большим минусом было названо отсутствие взаимодействие предпринимателей с властью. Представители последней должны напрямую работать с туроператорами, давать возможность им развиваться, слышать их проблемы и решать их.

Также Наталья Осипова посоветовала не бояться федеральных туроператоров, работать с ними как можно более активнее

«Туристов хватит на всех. Если все правильно сделать, их количество может увеличиться многократно», — подчеркнула эксперт.

Огромное впечатление на Наталью Осипову произвел Бизонарий — единственном месте в России и втором месте в мире, где содержится стадо лесных Бизонов.

«Я увидела абсолютно уникальное место — заповедник со стадом бизонов в естественной среде. Для России этот прецедент уникальный. Такое ощущение, что ты находишься миллионы лет назад в Парке Юрского периода. Этот Бизонарий точно может служить точкой притяжения и одним из брендов Республики Саха. После посещения Антарктиды — это самое яркое впечатление в моих поездках. Руководство Бизонария любезно согласилось предоставить шефство над последним рожденным теленком ОСИГу и назвать его именем Натальи Осиповой. Маленькому детенышу, «удочеренному» ОСИГОМ, сейчас 3.5 месяца. Она самая живая, милая и любимая девочка во всем стаде. Пройдет 5 лет и она превратится во взрослую красавицу весом 1000 кг, и даст потомство бизонов. Таким образом ОСИГ запускает флешмоб, когда известные люди «усыновляют-удочеряют» маленьких бизонов, популяризируя Якутию и выступая амбассадорами этого региона. Мы будем отслеживать судьбу маленькой Наташи и обязательно присылать ей гостинцы из яблок и моркови», — рассказала Наталья Алексеевна.

Лесные бизоны — самые уникальные животные на всем земном шаре. Во всем мире их насчитывается всего 2000 особей. Стада находятся в Канаде и Якутии. В нашем регионе живут всего 40 животных. Глядя на этих животных можно увидеть какой была фауна Земли миллионы лет назад.

Любая региональная программа развития туризма состоит из формирования турпродукта, его продвижения, индустрии гостеприимства и инвестиций. Об них и шла речь на протяжение трех часов.

Внимание присутствующих Наталья Осипова заострила на сфере обслуживания. «Я была в шоке от «гостеприимства» в аэропорту «Якутск». Даже получения багажа превратилась в настоящую проблему. Руководство может быть идеальным, но общее впечатление будет испорчено, «благодаря» нерадивому, невышколенному персоналу. Хамское поведение последнего уже становится нормой, чем-то обыденным и это неправильно.

Туристы едут туда, где будет хорошо, комфортно, где им будут рады. Это цепляет, поверьте, и отлично срабатывает «сарафанном радио» в дальнейшем. Один турист может привлечь в ваш регион десятки людей, если заинтересовать его, покорить, зацепить.

Второй момент-это регистрация в отеле. Я пришла в ужас, когда сотрудница, взяв мой паспорт, принялась его копировать, не дав мне заполнить соответствующие бланки, дающие разрешение это сделать.

Третья неприятная ситуация произошла в ресторане, когда мне подали суп из потроховю. Я понимаю, что это деликатес, но человеку несведующему, только приехавшему из Москвы, не стоит подавать это блюдо. Продумывайте все нюансы, особенно гастрономические», — призавала Наталья Алексеевна.

Эксперт внесла предложения по составлению агентских договоров с отелями, музеями и ресторанами, озвучила предостережения от демпингования цен на рынке местных туруслуг. Особенное внимание эксперт уделила подготовке гидов, назвав их торговой маркой региона.

«Недостаточно того, что экскурсовод знает историю, культуру и географию города. Сегодня людям нужно больше: креативные гиды, которые могут читать стихи, танцевать, делать качественные фотосессии, угощать чаем и многое другое. Сегодня это требование времени — хотите быть в тренде, работайте с гидами». — отметила Наталья Осипова.

Также было много сказано о уникальности турпродуктов. Именно УТП должно стать главным ориентиром для всех представителей туротрасли. Такой подход продиктован высокой конкурентностью на рынке гостеприимства. Сегодня для привлечения туристов из других регионов недостаточно местного колорита и природных красот. Необходимы новые, креативные подходы, которые можно охарактеризовать модным нынче выражением «вау-эффект».

Эксперт контактами компетентных представителей федерального туризма, которые помогут провести кросс-маркетинговые акции, наладить взаимодействие с другими регионами Дальнего Востока.

Специалист в области инвестиций Лусине Арутюнян рассказала о том, как выстроить основные этапы запуска новых инвест-проектов и сделать их максимально эффективными. Эксперт также, как и предыдущий спикер, подчеркнула необходимость взаимодействия региона, муниципалитета и представителей бизнеса. Только это поможет избежать возможных рисков в концессионных соглашениях и ГЧП.

Председатель якутского отделения ВООПИК Руслан Васильев познакомил гостей с проблемой сохранения архитектурного наследия Якутска и концепцией геокультурнорго туризма. Именно она позволит не утратить историческое наследие долины Туймаада. Богатейшая история разных народов, конфессий, общин, сословий, проживавших на территориях от Табагинского до Кангаласского мысов, имеет невероятный потенциал, который при правильном подходе способен привлекать туристов из разных уголков страны и мира. Работа по сохранению этого наследия, а также по формированию территорий историко-культурного содержания в Якутске и окрестностях уже ведется. Пусть не самыми высокими темпами, но, как известно, путь начинается в первого шага.

«Якутии необходимо сформировать новый туристский продукт. То, что представляет на туристических выставках регион, на текущий момент — нишевые продукты. Сплавы, охота и рыбалка недостаточны для успешного развития туристического рынка. Кроме них необходим продукт для масс-маркета. Я полагаю, что это могут быть туры с размещением в Якутске и радиальными выездами в точки притяжения: бизонариум, Ленские столбы, и другие», — отметила Наталья Осипова.

Итогом встречи стала разработка Дорожной карты по продвижению туристических продуктов. На ее доработку, а также первые шаги в области развития туризма, участники стратегической сессии отвели полгода. Следовательно, первые итоги работы можно будет ожидать в начале будущей весны.

На совещании с министром предпринимательства и туризма Якутии Тимуром Ханды были согласованы пути развития туристического направления по Якутии, достигнуты договорённости о приглашении федеральных туроператоров в Якутск, а также представителей федеральных СМИ.

«Регион — очень интересный. При грамотном подходе и правильно выбранных и реализованных мерах возможно поднять туристский поток до 1 млн туристов за несколько лет. Прислушайтесь к моим советам, вы и так отстали от других регионов лет на десять. Эту ситуацию необходимо исправлять», — подвела итог Наталья Алексеевна.

Материал опубликован на сайте «YakutiaMedia» 16.09.2022

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD
Лусине Арутюнян

Адвокат
Руководитель направления проектов в социальной сфере практики по инфраструктуре и ГЧП

Cкачать VCARD
Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD
Лусине Арутюнян

Адвокат
Руководитель направления проектов в социальной сфере практики по инфраструктуре и ГЧП

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ