Комментарии в СМИ
«Кто Ленобласть «кормит», тот её и «танцует»?»
Управляющий партнер «Качкин и Партнеры» Денис Качкин указал на недоработки, допущенные в недавно принятом законе об участии Ленинградской области в государственно-частных партнерствах.
Региональные депутаты приняли закон об участии Ленинградской области в государственно-частных партнерствах (ГЧП). Юристы указывают на то, что разработчики не учли несколько существенных моментов, в частности — слишком большую площадь гослесфонда на территории Ленобласти.
Закон был принят на заседании областного ЗакСа в среду, 29 июня. Как отмечается, целью участия Ленобласти в ГЧП являются реализация социально значимых проектов и эксплуатации объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, жилищного и капитального строительства, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, здравоохранения и многих других сфер жизнедеятельности. Очевидно, что авторы закона рассчитывают на то, что с помощью этого вида партнерства удастся решить часть проблем в регионе.
Отмечается, что финансовое участие Ленобласти в ГЧП может осуществляться в нескольких формах. Речь идет о государственных гарантиях по займам, о финансировании расходов, о предоставлении субсидии или инвестиций партнеру, а также оплате по тарифам.
Между тем, пока эксперты неоднозначно оценивают рассматриваемый законопроект. Известно, что в целом он является компиляцией текстов успешно применяемого на практике с 2006 года петербургского закона «Об участии в государственно-частных партнерствах» и рекомендованного Экспертным советом по ГЧП при Госдуме «Модельного закона субъекта РФ о ГЧП».
«Первое, что бросается в глаза, что разработчики закона не учли целый ряд вопросов, являющихся критичными для потенциальных инвесторов, в основном они касаются вопросов собственности», — говорит управляющий партнер юридической компании «Качкин и Партнеры» Денис Качкин.
Он напоминает, что существенная часть территории Ленобласти принадлежит Российской Федерации (гослесфонд) и муниципальным образованиям, поэтому вопрос передачи прав на землю и соответствующих гарантий является ключевым для частных партнеров, так и для финансирующих организаций. «Однако именно эти вопросы разработчиками практически полностью обходят, что может в будущем негативно сказаться на оценке рисков потенциальными партнерами области и их консультантами», — поясняет Качкин.
Также, по словам экспертов, много вопросов возникает при обращении к юридической технике законопроекта. Это касается прежде всего излишнего, на наш взгляд, многообразия форм государственно-частного партнерства, отдельных объектов, в реализации которых планируется применять механизм ГЧП, конкурсных процедур, распределения рисков и содержания соглашения о ГЧП.
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF