Комментарии в СМИ
«ЗСД обрусел»
Артём Берлин, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», отмечает, что существенным минусом деофшоризации является невозможность использования иностранного права для регулирования корпоративных отношений, в частности, заключения акционерных соглашений.
Компания ООО «Магистраль северной столицы» (оператор Западного скоростного диаметра) сменила формальных акционеров — ВТБ и «Газпромбанк» теперь владеют ею через российские юрлица. При этом ЗСД сохранил своего греческого акционера-миноритария.
Реестр акционером ООО «МСС» изменился в декабре. Среди держателей доли появились компании ООО «ИИ Холдинг» (50%) и ООО «М строй эксперт» (41,5%). Первая контролируется группой ВТБ через ООО «ВТБИнфраструктурные инвестиции» и ООО «Холдинг ВТБ Капитал Ай Би». Вторая — «Газпромбанком» через ООО «УК ГПБ — Ресурсосберегающие технологии».
Ранее два российских банка контролировали те же доли в операторе «Западного скоростного диаметра», но через общую иностранную компанию — Ysmer Ltd, которая зарегистрирована на Кипре в 2011 году. После выхода из капитала «Магистрали», на организации больше нет активов.
В «Газпромбанке» и «ВТБ» не стали пояснять причины перерегистрации собственности. Опрошенные АБН эксперты связали перевод долей на юрлица политикой деофшоризации.
«Предпосылкой конкретных сделок могло послужить ужесточение соглашения об избежании двойного налогообложения между офшорами, ставшее в результате менее выгодным бизнесу, чем гарантии закона „об амнистии капиталов“. Действия „ВТБ“ и „Газпромбанка“, которые перерегистрировали свои доли на российские дочерние предприятия, связаны с запретом на бюджетное финансирование подконтрольных офшорам компаний, который вступает в силу с 2017 года, и законодательной инициативой о приватизационных ограничениях», — отмечает член Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Анастасия Коробейникова.
По мнению юриста корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Артема Берлина, держать доли в «МСС» в офшоре более нецелесообразно.
«Существенным минусом деофшоризации является невозможность использования иностранного права для регулирования корпоративных отношений, в частности, заключения акционерных соглашений. В рассматриваемом примере это, возможно, не актуально, т. к. оба банка являются российскими компаниями. Однако для бизнеса с участием иностранного капитала это может быть важно», — добавил юрист.
По его словам, право на использование иностранной юрисдикции при урегулировании споров в случае с «Магистралью северной столицы» не актуально, поскольку контролирующие акционеры — российские собственники.
Отметим, ООО «МСС» сохранил своего третьего акционера — Blognot Ltd. Компанией управляет финансист из Лимассола Роис Потамитис. При этом в концессионном соглашении на строительство ЗСД компания отсутствует. В ноябре ВТБ и «Газпромбанк» не стали отвечать на запрос «Фонтанки» о том как и кто получил долю в 8,5% в ЗСД.
Напомним, строительство «Западного скоростного диаметра» началось в 2005 году, центральный участок открыли в конце прошлого года. Проект реализуется по схеме государственно-частного партнерства. Свои затраты концессионер должен компенсировать за счет платного проезда по трассе. При этом если сборы ниже плановых, город выплачивает оператору компенсацию. Ежегодно эта сумма составляет несколько миллиардов рублей.
Ранее схемой финансирования работы ЗСД высказывали недовольство депутаты Заксобрания. Однако они до сих пор не могут получить текст оригинального концессионного соглашения. На минувшей неделе ЗакС отказался утвердить запрос губернатору с просьбой предоставить документ. Ранее в Смольном заявили, что раскрыть текст могут только с согласия всех сторон договора.
Дмитрий Борисов
Материал опубликован на сайте Агентства Бизнес Новостей 30.01.2017