Комментарии в СМИ

Управляющий партнер «Качкин и Партнеры» Денис Качкин отметил некоторые аспекты развития института ГЧП в Санкт-Петербурге.

Люди Полтавченко начали масштабную ревизию инвестиционных проектов, оставшихся Петербургу в наследство от предыдущего губернатора. В черный список уже попал ряд знаковых для прежней власти проектов. Однако многие из них, возможно, еще «оживут».

По правилу новой метлы

Новый финансовый блок Смольного, обещавший избежать потрясений в бюджетных вопросах, все-таки решился на переворот. Город планирует отказаться от финансирования крупных инвестиционных проектов (в основном, на основе государственно-частного партнерства) в 2012 году. С революционных предложений свою карьеру в команде нового губернатора начал руководитель финансового блока, вице-губернатор Сергей Вязалов.

Полный список «зарубленных» идей еще не готов. Пока известно, что «под раздачу» попадают самые неоднозначные проекты. Например, Орловский тоннель. Вопросы у «новых смольнинских» вызвала непомерно возросшая цена проекта – сначала заявлялось, что тоннель под Невой обойдется городу в 45 млрд рублей, но затем цена подскочила до 115 млрд. рублей, из них 22 млрд – бюджетные средства.

Несостоявшимися могут стать и проекты двух мостов с развязками – в районе острова Серный (в 2012-м году этот проект как раз хотели реанимировать) и вызвавший жаркие споры Ново-Адмиралтейский, через Большую Неву, контракт на строительство которого уже заключен. Под вопросом теперь и проект «Дворца искусств» на Васильевском острове, который должен был стать площадкой для Петербургского международного экономического форума, а также проект Северной водопроводной станции.

В черный список вошел и проект первой ветки легкорельсового трамвая (ЛРТ) от Московского вокзала до аэропорта Пулково. Кстати, разногласия по поводу ЛРТ, сменившего проект «надземного экспресса», возникли еще на первом заседании правительства во главе с Полтавченко. Финансисты не внесли в проект бюджета необходимые для запуска ЛРТ 3 млрд рублей, что вызвало недовольство «транспортного» вице-губернатора Юрия Молчанова. Сегодня Вязалов вновь подверг проект ЛРТ критике: по его словам, город вложил миллиард, а эффекта нет.

В товарищах согласья нет?

Наметившийся еще на первом заседании правительства «разнобой» между структурами Смольного сегодня проявился еще более отчетливо. Так, в аппарате «транспортного» вице-губернатора «БалтИнфо» сообщили, что тот получил письма Вязалова только во второй половине дня. В СМИ же информация об их содержании появилась сразу после полуночи. «Строительный» вице-губернатор Роман Филимонов вынужден был давать комментарий прессе в духе «Не читал еще газету», а комитет по инвестициям и стратегическим проектам пока никаких уведомлений и вовсе не получал.

При таких обстоятельствах внутри Смольного не стоит и говорить о предварительных обсуждениях судьбы проектов с инвесторами. В одной из заинтересованных компаний «БалтИнфо» ответили: «Мы сейчас посмотрим прессу, но комментировать пока не будем».

Как пояснил Сергей Вязалов, «секвестируя» бюджетные расходы на инвестпроекты, финансисты исходили из соображений экономии. Администрация Матвиенко оставила в наследство в качестве приоритета оптимистический сценарий социально-экономического развития, но выходец из Минфина придерживается пессимистического взгляда на дальнейшее развитие мировой и российской экономики.

«Мы бы не хотели, чтобы наши последующие бюджеты шли на погашение только одного долга. Лучше отказаться от чего-то сегодня, чем потом иметь большие проблемы», – поясняет Вязалов.

Аналитик ИК «ЛенМонтажСтрой» Дмитрий Кумановский согласен, что далеко не все знаковые проекты команды Матвиенко имели хорошие экономические перспективы. Начальник аналитического отдела ИК БФА Денис Демин также отмечает, что те проекты инициативы, от которых теперь намерен отказаться Смольный, – во многом фрагментарные, с сомнительной бизнес-моделью. Например, платный Орловский тоннель был вполне логичным с учетом строительства башни «Газпрома» на Охте, но сейчас не выглядит обоснованным в качестве составной части магистрали непрерывного движения. В том числе с точки зрения окупаемости.

Впрочем, если город решит не «зарубить», а переформатировать проект, то инвестор готов идти навстречу. Об этом «БалтИнфо» заявил руководитель инфраструктурных проектов группы First Quantum Шавкат Кары-Ниязов. «Инвестиционный проект, а также условия сделки по Орловскому тоннелю разрабатывались не нами, а правительством Петербурга. Мы лишь работали в той системе координат, которую нам предложили, – отмечает он. – Если новое руководство финансово-экономического блока считает эту систему неэффективной для города, то это его право. Со своей стороны мы открыты для диалога, и если правительство решит переформатировать проект, готовы обсуждать возможные варианты».

Политика малых дел

Вице-губернатор Вязалов заявил, что перечень «отказных» проектов может пополниться. Сейчас комитеты Смольного с пристрастием изучают адресную инвестпрограмму, а предложения о новых «кандидатах на вылет» из нее будут готовы ко второму чтению бюджета. По мнению экспертов, отказавшись от спорных проектов, город сосредоточит внимание на первоочередных задачах как в социальном секторе, так и в развитии инфраструктуры. Например, строительстве развязок и путепроводов, которые так и просятся на карту пробок Петербурга.

«КАД и ЗСД, безусловно, достроят. Не будет город отказываться и от вложений в строительство стадиона на Крестовском острове, – считает Дмитрий Кумановский. – А вот проект «легкорельса» действительно может быть отложен или серьезно видоизменен. Город постарается уйти от серьезных вложений в инфраструктуру, либо вовсе остановится на классическом варианте аэроэкспресса до Пулково, который построит РЖД».

Денис Демин отмечает, что город теперь будет более осторожно тратить. «Правительство уделит больше внимания поддержанию порядка в существующей дорожной и коммунальной инфраструктуре – ремонту коммуникаций, электросетей, внутригородских дорог. Возможно, будет усиленно инвестировать в развитие метро – это не менее значимая задача, чем «легкорельс».

Также аналитик полагает, что город ускорит воплощение «мечты автомобилистов» –открытие набережной под Американскими мостами. «Вообще, стоило бы в первую очередь разработать приемлемую и четкую концепцию транспортного развития. Но пока есть смысл заняться самыми злободневными задачами», – отмечает аналитик.

Таким образом, можно предположить, что такие проекты, как например реконструкция Обводного канала до Атаманского моста, развязка на Пироговской набережной на съезде с Сампсониевского и другие более мелкие, но не менее значимые, будут жить. И нельзя исключать, что например застрявшее в судах строительство проезда в «Ё-мобильной» зоне «Марьино» или строительство участка автодороги к этой промзоне будут отложены до лучших времен.

Некоторые предложения Вязалова, правда, уже сейчас вызывают вопросы. Например, отказ от легкорельсового трамвая. По мнению председателя движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимира Федорова, город совершает ошибку. «Во-первых, строительство метро требует больших затрат. Во-вторых, у нас на носу ЧМ-2018. Ни метро, ни другой общественный транспорт не смогут принять на себя большие потоки пассажиров. Надеюсь, город не будет откладывать проект надолго и вернется к нему», – отметил Федоров.

Еще более неоднозначным кажется попадание в список «отказных» проекта реконструкции Северной водопроводной станции. На конкурс подано четыре заявки, среди которых «АкваНева» группы First Quantum, которую связывают с депутатом Госдумы Виталием Южилиным. Северная – вторая крупнейшая водопроводная станция Петербурга, и она действительно нуждается в реконструкции.

Инвесторы ждут ясности

Если город будет отказываться от проектов, ему придется возмещать затраты, которые были понесены инвесторами. Сергей Вязалов признал, что в основном все риски лежат на городе, поэтому «…юристы просматривают варианты, а финансисты – возможные финансовые издержки».

В целом, по мнению экспертов, основным мотивом новых чиновников Смольного было не столько желание застолбить «после Матвиенко» собственные проекты, сколько обеспечить режим экономии в непростых условиях. «С учетом высокого долга регионов и того, что происходит на рынках, город стремится к бездефицитному бюджету», – отмечает Денис Демин.

Он также считает, что перед выборами город попытается «выкроить» по максимуму средств на решение приоритетных задач, при этом несрочные и спорные проекты могут подождать. «В следующие полгода город будет стараться улучшить, пусть на короткий срок, показатели уровня жизни», – считает эксперт.

Что касается отношения к городу со стороны инвесторов, то, по мнению управляющего партнера юридической компании «Качкин и партнеры» Дениса Качкина, развитию ГЧП в Петербурге во многом помогало наличие политической воли руководства. Поэтому инвесторы соглашались даже идти на риски. «Как будет развиваться ситуация с новой властью, пока во многом непонятно», – отмечает эксперт.

Но, полагает Дмитрий Кумановский, после сегодняшнего «переворота» инвесторы будут относиться настороженно к Петербургу лишь некоторое время. «Когда они поймут логику решений нового руководства города, инвестиции возобновятся», – уверен аналитик.

Анна Беляева

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ