Комментарии в СМИ

ООО «Магистраль Северной столицы», контролируемая структурой ВТБ, займется строительством и эксплуатацией Западного скоростного диаметра. Консорциум готов привлечь в проект порядка 90 млрд. рублей и построить самый сложный участок трассы за три года.

В Смольном сегодня объявили результаты конкурса на заключение соглашения о строительстве и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства первой платной автодороги города – Западного скоростного диаметра.

До финала конкурса дошло два претендента – зарегистрированное в Москве ООО «Магистраль Северной столицы» во главе с ВТБ и ООО «Балтийская концессионная компании «Магистраль» (группа First Quantum). Южнокорейская корпорация Samsung C&T Corporation сошла с дистанции на этапе подачи конкурсных предложений.

Перед объявлением итогов отбора губернатор Петербурга Валентина Матвиенко подчеркнула, что оба участника имеют равные возможности. Состав консорциумов «солидный» (в обоих присутствуют как отечественные, так и зарубежные строительные компании), заявки хорошо проработаны.

По словам Матвиенко, выигравшая в конкурсе «Магистраль Северной столицы» представила более выгодные условия как по срокам, так и по затратам. Победитель предложил построить самый дорогой и технически сложный Центральный участок ЗСД за 106 млрд. рублей, и обещал уложиться в три года – с 2012 по 2015-й. Первоначально строительство участка оценивалось почти в 133 млрд. рублей.

ЗСД будет достраивать московское ООО «Магистраль Северной столицы»

Представители компании «Магистраль» после объявления итогов поблагодарили губернатора за честный конкурс, добавив, что их предложение все-таки было реализуемым. Торжествующий же президент Банка ВТБ Андрей Костин твердо пообещал уложиться в обозначенные объемы и сроки. «Наши предложения абсолютно взвешены и объективны», – заметил президент банка, чья заявка по стоимости оказалась на 20% лучше, чем у конкурентов.

Костин и Матвиенко не преминули напомнить, что ВТБ уже присутствует в проекте по аэропорту Пулково. Другой участник консорциума – Газпромбанк – контролирует группу «Объединенные машиностроительные заводы», в которую входят «Ижорские заводы». Также в консорциум вошла итальянская строительная компания Astaldi (сейчас в составе совместного предприятия с турецкой IC она выступает генподрядчиком по первой очереди проекта развития аэропорта Пулково).

Аналитик ИК «Ленмонтажстрой» Дмитрий Кумановский отмечает, что с обеих сторон выступали действительно опытные структуры, однако у ВТБ, видимо, было больше желания дополнить свой портфель долгосрочным инфраструктурным проектом.

В свою очередь, управляющий партнер юридической компании «Качкин и партнеры» Денис Качкин обратил внимание на то, что ЗСД — крупнейший концессионный проект в России, однако ни в одном из консорциумов не присутствуют «мировые» структуры – ЕБРР, Всемирный банк, Международная финансовая корпорация. Эксперт видит основную проблему в том, что подобные проекты просчитаны в рублях. А международные структуры предоставляют кредиты в валюте, и с учетом долгого срока реализации инвесторам сложно застраховать себя от валютных рисков в перспективе. «Из-за несовершенства законодательства о ГЧП мы вынуждены изыскивать внутренние ресурсы», – подчеркивает аналитик.

Инвестор намерен вложить в строительство порядка 90 млрд. рублей. Средства пойдут на возведение центрального участка ЗСД от набережной реки Екатерингофки до правого берега реки Невки. Самое сложное – это строительство мостовых переходов и тоннеля.

С победителем будет заключен договор на строительство и эксплуатацию трассы на 30 лет. Как отмечалось выше, диаметр «замкнут» за три года, а в оставшееся время инвестор будет получать ежегодно гарантированный доход в размере 9 млрд. рублей. По условиям конкурса, 90% сверхприбыли пойдет инвестору, остальное достанется Петербургу. Если по ЗСД никто не захочет ездить, недостающую сумму частному партнеру возместит город. Со слов главы ВТБ, в своих расчетах инвесторы ориентировались на существующие расценки оплаты проезда по ЗСД. Для участников консорциума они предполагают весьма скромную маржу.

Эксперты солидарный в том, что предложение ВТБ безусловно выгодно для города. По оценке Дмитрия Кумановского, заявленная строителями цена реализации проекта вполне адекватна даже при том, что строительные материалы с начала года подорожали на 20%.

Как ранее заявляло руководство ОАО «ЗСД», первые итоги платной эксплуатации трассы показали, что спрос со стороны автомобилистов высок. И это несмотря на то, что введенный участок пока довольно неудобен. С вводом же всей трассы транзитные потоки увеличатся, поскольку ЗСД станет элементом транспортного коридора от Москвы и до трассы «Скандинавия». «Увеличившийся трафик обеспечит окупаемость проекта, поэтому его можно назвать инвестиционно привлекательным», – подчеркивает Кумановский. Еще одним позитивным фактором он называет налоговые льготы для инвестора со стороны города.

К числу рисков аналитик относит то, что в первое время после ввода платная автотрасса будет конкурировать с бесплатным КАДом. «Спрос на ЗСД в первое время определенно будет невысоким, — считает Кумановский. — По мере того, как жители города, и в первую очередь транспортные компании, оценят удобство и сокращение пробега по ЗСД, популярность скоростного диаметра возрастет».

Привлечь транспорт на ЗСД мог бы ввод грузового участка в Морском пассажирском порту. Такой вариант, как следует из размещенных на сайте управляющей компании «Морской фасад» материалов, оператор пассажирского порта не исключает и, более того, рассматривает как желаемый. В этом случае груженые фуры пошли бы на грузовой терминал прямо с ЗСД.

«Только пассажирские перевозки для владельцев судов и операторов терминала невыгодны, – согласен Дмитрий Кумановский. – Если будет построен грузовой терминал, транзит грузов резко увеличится. Это выгодно всем сторонам: терминалу будет обеспечена большая загруженность, а ЗСД получит дополнительный трафик». Шансы на строительство терминала эксперт оценивает как достаточно высокие. Несмотря на то, что группа First Quantum (ее компании выступали учредителями ООО «Морской фасад Санкт-Петербурга») проиграла конкурс по ЗСД, при очевидной выгоде операторы проектов вполне могут договориться и лоббировать эту идею объединенными усилиями.

Строительство Западного скоростного диаметра ведется с 2005 года. В настоящее время идут работы на северном и южном участках за счет средств бюджета Петербурга, субсидий федерального бюджета и средств от размещения облигационных займов ОАО «ЗСД». Общий объем инвестиций в строительство ЗСД – 212,7 млрд. рублей.

Протяженность трассы – 46,6 км, на ней 14 транспортных развязок. Пропускная способность – до 128 тыс. автомобилей в сутки. ЗСД обеспечит транспортные связи Большого морского порта Петербурга через КАД с федеральными выходами на Москву, регионы России, страны Балтии и Скандинавии. Проходит от транспортной развязки с КАД в южной части города, через территорию морского пассажирского порта, до выезда на трассу «Скандинавия» на севере города.

Анна Беляева

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ