Комментарии в СМИ

«Вокруг Москвы строят платную кольцевую дорогу. При чем тут Ротенберг?»

Денис Качкин, управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», подчеркивает, что закон не запрещает, чтобы единый оператор по сбору оплаты на новой кольцевой автодороге вокруг Москвы был аффилирован с государством или кем-то из участников партнерства.

В России появилась компания, которая планирует заниматься консультированием ГК «Автодор» по внедрению оплаты на новой кольцевой автодороге вокруг Москвы. Совладелец компании-консультанта — сын друга президента Путина Игорь Ротенберг.

Новая кольцевая дорога шириной от четырех до восьми полос должна, в частности, разгрузить постоянно стоящий в пробках МКАД.

Строительство ЦКАД началось еще в 2014 году. С самого начала власти заявляли, что проезд по дороге будет платным, за исключением участка в Звенигороде. А «Ведомости» со ссылкой на материалы государственной компании «Автодор» писали, что плату за проезд по ЦКАД будет собирать единый оператор. Делать это предполагалось по безбарьерной технологии free flow — то есть без шлагбаумов, с помощью специальных устройств на автомобиле и вдоль дороги.

10 января этого года была зарегистрирована компания «Единый оператор ЦКАД» (первым на это обратил внимание телеграм-канал «Малюта Скуратов»).

Ее основной владелец (99%) — «дочка» «Автодора» «Автодор инфраструктурные инвестиции». 1% компании — у компании «РТ-Инвест транспортные системы». 23,5% в ней принадлежит Игорю Ротенбергу. Предприниматель — сын Аркадия Ротенберга, друга президента России Владимира Путина.

Чем планирует заниматься новая компания?

«ООО «Единый оператор ЦКАД» не является оператором ЦКАД», сообщили Русской службе Би-би-си представители ГК «Автодор» и «РТ-Инвест Транспортные Системы».

Компания создана исключительно для консультирования по возможности внедрения безбарьерного взимания платы, следует из ответа РТИТС на запрос Би-би-си.

Сам РТИТС уже имеет опыт взимания платы за проезд по дорогам. Компания известна как оператор государственной системы «Платон», начало работы которой в 2015 году вызвало протесты дальнобойщиков по всей России.

Компания является разработчиком технологии базберьерного взимания платы на основе спутниковой навигации (госсистема «Платон»), а также технологии «free flow» («свободный поток»), говорится в ответе РТИТС на запрос Би-би-си.

Как сейчас устроен рынок сбора оплаты за проезд?

Планирует ли новая компания с «говорящим названием» впоследствии стать оператором ЦКАД и заниматься сбором платы за проезд по ней, неясно.

Ни в РТИТС, ни в «Автодоре» это не прояснили. На вопрос, будет ли компания участвовать в конкурсе по выбору единого оператора в будущем, в РТИТС пояснили, что пока «не рассматривали этот вопрос».

Согласно презентации «Автодора», автоматизированная система управления дорожным движением и система взимания платы должна была обойтись в 5,8 млрд рублей. Кроме того, оператор должен был сам инвестировать в ЦКАД до 9,1 млрд рублей.

Планировалось, что оператор будет выбран на конкурсе в 2018 году. Но этого не произошло. Возможность проведения конкурса еще обсуждается, сообщили Би-би-си в «Автодоре».

Денис Качкин, руководитель практики по ГЧП и инфраструктуре адвокатского бюро «Качкин и партнеры», говорит, что закон не запрещает, чтобы единый оператор был аффилирован с государством или кем-то из участников партнерства.

Сейчас операторы, которые собирают плату за проезд на трассах в России, чаще всего связаны с компаниями, которые являются концессионерами по таким проектам и отвечали за их строительство, говорит директор PwC Сергей Лузан.

Таким образом, часто на практике они выступают дополнительным бизнесом для акционеров-концессионеров.

По данным компании InfraOne, годовая выручка двух самых крупных операторов платных дорог в России составляет около 7 млрд рублей.

Самые крупные игроки, по данным компании, работают сейчас на северо-западе России и на юге. Это «Магистраль Северной Столицы», которая управляет «Западным скоростным диаметром», и «Объединенные системы сбора плат», которая управляет участками трасс М-3 «Украина», М-4 «Дон» и других.

Справка

ЦКАД — это новая кольцевая дорога вокруг Москвы. Проект появился, чтобы разгрузить федеральные дороги, МКАД и радиальные шоссе. Кроме того, подразумевается реконструкция «Малой бетонки». Принципиальное решение о строительстве было принято в 2003 году. Но работы начались только 2014 году. Изначально ее планировали построить к чемпионату мира по футболу в 2018 году, но выполнить этот план не удалось. Общая протяженность дороги — 521,63 км, она разделена на 5 участков. У всех участков — разные подрядчики. Общая стоимость строительства превышает 300 млрд рублей. Финальный срок ввода в строй замкнутого кольца — 2020 год.

Весной 2018 года проверку строительства ЦКАД проводила Счетная палата. Она выявила многомиллиардные нарушения, относящиеся к 2016-2017 годам. В середине октября 2018 года Владимир Путин поручил генеральной прокуратуре, Следственному комитету и Счетной палате РФ до середины января 2019 года проверить, соблюдались ли интересы государства при заключении контрактов на строительство ЦКАД. Кроме того, Путин поручил правительству в месячный срок сформировать оперативный штаб для завершения строительства объектов ЦКАД и принять меры, чтобы стоимость проекта больше не росла.

Мария Киселева

Материал опубликован на сайте «Би-би-си» 21.01.2019

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ