Комментарии в СМИ

«Мост через остров Серный может превратиться в тоннель»

Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», комментирует положение собственников земельных участков на острове Серном в случае их выкупа и изъятия для госнужд.

Серный мост может подорожать и превратиться в тоннель. Петербургские чиновники говорят, что проект переправы в районе острова Серный, который планировалось реализовать еще несколько лет назад, потребовал существенной доработки. Выяснилось, что остров почти полностью находится в частной собственности.

Проект моста в районе острова Серный – один из самых многострадальных в истории Петербурга. Строительство переправы за 10 млрд рублей между Петроградской стороной и Васильевским островом должно было стартовать еще при Валентине Матвиенко в 2008 году. Но из-за кризиса стройку заморозили, а пришедший к власти Георгий Полтавченко окончательно положил проект «на полку». Год спустя градоначальник передумал — проект Серного возродили и даже заложили на него деньги в бюджет, правда, уже на миллиард меньше прежнего (9 млрд рублей). Но тут выяснилось, что проект устарел, а значит, нужно заниматься его доработкой. В настоящее время представители Смольного уверенно рапортуют, что построят мост к Чемпионату мира по футболу – 2018. Сейчас занимаются актуализацией проекта. Менять его нужно по нескольким причинам. Во-первых, не состоялся переезд судостроительного завода, который мешает строительству. Во-вторых, Серный остров почти полностью находится в частной собственности.

По словам главы Дирекции транспортного строительства Антона Иванова, земля может быть изъята под госнужды: «Может быть предложен какой-нибудь альтернативный вариант, который позволит не использовать земельный участок, находящийся в собственности. Может быть, это будет не строительство дороги по острову, а эстакады. Тогда объем изымаемых участков будет гораздо меньше. Может быть, это будет тоннель».

На вопрос, подорожает ли проект после актуализации, чиновники отвечают уклончиво. Цена изменится, но в какую сторону – большую или меньшую – пока не известно. Эксперты говорят, что вариант Смольного — заменить мост тоннелем – в большинстве случаев решение нерациональное.

Комментирует глава Объединения строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов Сергей Алпатов: «Если это не продиктовано другими причинами – допустим, судоходством — что невозможно построить мост, тогда можем говорить о тоннеле. Но в целом строить тоннель под одной водной преградой – это, конечно, нецелесообразно. Надо строить не под одной Невой, а под Большой Невой, под Малой Невой — тогда есть смысл».

Если власти соберутся выкупать или изымать для госнужд участки на Серном, собственников должны уведомить заранее. Процесс может занять до двух лет. Однако недавно вышедший закон, который регламентирует вопрос изъятия земель для Чемпионата мира по футболу, сокращает процедуру до 30 дней.

Комментирует глава компании «Качкин и Партнеры» Денис Качкин: «Если действует процедура по общему правилу, тогда у собственников большие шансы «выторговать» себе более льготные условия. Исходя из того, что процедура длительная, они могут достаточно долго сопротивляться. Если же объект все-таки попадает под процедуру, предусмотренную этим новым федеральным законом, тогда положение собственников очень незавидное».

Эксперты, опрошенные Business FM, склонны верить чиновникам, и думают, что неоднократно замороженный проект Серного моста вернули к жизни раз и навсегда. Они также предполагают, что ждать финансовой помощи со стороны Смольному не стоит – после истории с Орловским тоннелем инвесторы не горят желанием строить переправы в городе на Неве.

Анастасия Шелепова

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ