Комментарии в СМИ
«От внутриквартальных дорог к пешеходным переправам»
Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», отмечает, что при реализации инфраструктурных транспортных проектов существуют высокие рыночные риски.
Транспортная инфраструктура является основной болевой точкой для большинства районов Санкт-Петербурга, особенно для окраинных локаций, где наиболее активно ведется новое строительство.
Несмотря на это, городские власти уже в течение ряда лет со скрипом выделяют средства из бюджета на возведение дорожной инфраструктуры, поэтому застройщики взяли эту заботу на себя.
Причем в стремлении увеличить привлекательность своих проектов в глазах покупателей и арендаторов некоторые из них готовы строить даже пешеходные мосты.
Добровольно-принудительно
Началось все с того, что несколько лет назад девелоперы начали возводить внутриквартальную дорожную инфраструктуру. В числе пионеров этого тренда можно назвать инвестиционно-строительную компанию «Отделстрой», которая параллельно с процессом строительства первых домов в жилом квартале «Новый Оккервиль» за счет собственных средств полностью создала дорожно-транспортную сеть внутри построенного микрорайона. В результате на территории комплекса было проложено 12 км дорог различного назначения, а также асфальтированные пешеходные и велoсипедные дорoжки.
Следом за «Отделстроем» строительством внутриквартальной дорожной инфраструктуры занялись и другие застройщики. «Мы сами предложили городу взять на себя обязательства по строительству улиц и дорог местного назначения на территории города-спутника «Южный». Все они прописаны в инвестиционном соглашении, которое компания заключила с городом в 2012 году, – рассказывает Андрей Назаров, генеральный директор компании «Старт Девелопмент». – Сейчас на территории, где запланирована реализация проекта, конечно, недостаточно развита инфраструктура, и придется с нуля решать многие вопросы: по прокладке сетей, дорог, обеспечивая параллельно не только свои нужды, но и нужды соседних поселков и деревень. Уже проделана колоссальная работа, касающаяся развития инфраструктуры с учетом опыта реализации подобных проектов в мире», – рассказывает Андрей Назаров.
«Конечно же, такие вещи мы делаем за свой счет, – подтверждает Елена Казакова, руководитель PR-службы ГК «Эталон». – Те дороги, которые идут между домами, мы сами проектируем, строим, и вкладываем в это собственные деньги. И делаем это всегда во всех наших проектах. Мы же хотим, чтобы люди вовремя заселились и жили в человеческих условиях, поэтому у нас просто нет другого выбора».
Впрочем, с конца 2013 года альтернативы у девелоперов, развивающих крупные проекты, нет и по законодательству, поскольку теперь строительство внутриквартальных дорог за средства застройщика стало обязательным условием для реализации проектов комплексного освоения территорий.
Для девелоперов подобное обременение является тяжким бременем, поскольку строительство любой инфраструктуры увеличивает сроки завершения объектов. Кроме того, по факту строится она на деньги будущих жителей строящихся домов, что способствует удорожанию проекта.
Однако и привлекательность проекта в глазах потенциальных покупателей повышается в зависимости от состояния окружающих жилые здания территорий. Поэтому некоторые застройщики элитных объектов – как жилых, так и коммерческих – решили не ограничиваться строительством внутриквартальных дорог и улиц и замахнулись на еще более масштабные инфраструктурные проекты, озвучив свои планы по строительству пешеходных переправ.
Что нам стоит мост построить
Первым о проекте подобного сооружения заявил ОДЦ «Охта», запланировавший в проекте «Лахта центра» крытый мост, соединяющий зеленую зону вокруг высотного здания с парком 300-летия петербурга и создающий единый променад от поселка Лахта-Ольгино вдоль Финского залива и парка 300-летия. по данным компании, мост включен в проектную документацию, в настоящее время эта идея детально прорабатывается совместно с городской администрацией.
Еще одну пешеходную переправу намерена построить компания «Леонтьевский Мыс» в рамках развития одноименного жилого проекта. Как сообщил Игорь Оноков, генеральный директор девелоперской компании «Леонтьевский Мыс», мост соединит Леонтьевский мыс и петровский остров, которые сегодня активно осваиваются девелоперами. «Новая пешеходная переправа через реку Ждановку должна стать логичным продолжением концепции развития территории Леонтьевского мыса, на котором, помимо жилья, кафе, ресторанов и магазинов, появится 600-метровая набережная, открытая для всех горожан», – рассказал г-н Оноков.
По его словам, сейчас совместно с профильными комитетами городской администрации рассматривается шесть различных вариантов обустройства моста. Его длина составит более 50 м, ширина – около 5 м. Общий объем инвестиций в строительство пешеходной набережной и моста оценивается в 400 млн рублей. окончательное решение по проекту будет принято этой осенью, тогда же будет выбран подрядчик строительства.
Сейчас в компании рассматриваются варианты оформления моста. Как известно, элитный жилой комплекс «Леонтьевский Мыс» включает 19 секций, названных в честь европейский стран и городов: Сан-Ремо, Канны, Лиссабон, Женева, Мюнхен, Барселона, Мальта и др. На оконечности мыса будет размещена доминанта в виде мозаичной карты Европы. «Один из вариантов оформления нового моста продолжает эту идею. Ее авторы предлагают разместить на ограде моста гербы стран, названия которых используются в проекте. Также есть вариант размещения на нем символов городов-побратимов Санкт-Петербурга», – уточняет Игорь Оноков.
Кроме того, сам девелопер рассматривает этот мост как некий символ, который должен органично соединить современную застройку Леонтьевского мыса и территорию петровского острова, где расположены исторические корпуса бывшей солодовни «Новая Бавария», к реконструкции которых он планирует приступить в будущем.
В этой же части Петербурга к 2018 году будет построен и третий пешеходный мост, соединяющий Приморский район с Крестовским островом. Проект будет реализован в рамках подготовки города к проведению чемпионата мира по футболу. Первая точка переправы длиной около 940 м и шириной 17 м будет находиться вблизи строящегося стадиона «Зенит-арена» на Крестовском острове, вторая – у парка 300-летия Санкт-Петербурга в Приморском районе города.
Как рассказала Ирина Бабюк, председатель Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, о готовности инвестировать в проект строительства пешеходного моста уже заявила компания Scp Basillique из Монако. Объем инвестиций в проект составит порядка 120 млн евро.
«На данном этапе с компанией Scp Basillique обсуждаются основные организационно-правовые условия реализации проекта и последующей коммерческой эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры. Наиболее подходящей схемой взаимодействия с инвестором является государственно-частное партнерство. Согласно действующему законодательству, в случае применения данной схемы будет проведет конкурс на заключение соглашения о государственно-частном партнерстве, в котором Scp Basillique примет участие вместе с другими заинтересованными компаниями», – пояснила глава Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга.
Риски высоки, перспективы – тоже
Однако эксперты сомневаются, что у монакского инвестора будет много конкурентов. По крайней мере, российским игрокам подобные проекты неинтересны. По их мнению, вернуть вложенные средства за счет эксплуатации коммерческих площадей будет весьма проблематично, поскольку потоки посетителей вряд ли будут очень большими. Кроме того, совсем рядом, на пересечении приморского пр. и ул. Яхтенная, где как раз и будет начинаться мост, уже работает торгово-развлекательный комплекс «Питерлэнд» с аквапарком.
«Рыночные риски, действительно, очень высоки, – комментирует Денис Качкин, директор юридической фирмы «Качкин и Партнеры». – В данном случае сложно что-то регулировать. Здесь нет конкретных потребителей, как в проектах крупных автомобильных магистралей, таких как, например, КАД и ЗСД, где автомобилисты платят за проезд. На мой взгляд, наиболее правильный подход для частного инвестора в этой ситуации – попросить у города гарантии минимальных финансовых доходов. То есть, если доходы будут ниже запланированных, то город должен будет заплатить разницу. Хотя не факт, что чиновники пойдут на такие условия», – считает юрист.
Именно поэтому некоторые игроки рынка весьма скептически отнеслись к инициативам частных компаний и города по созданию дорогостоящих инфраструктурных дорожных проектов за их собственный счет. Между тем на западе такие вещи не в диковинку, и если, конечно, мы и дальше пойдем по капиталистическому пути развития, такие проекты будут множиться.
Татьяна Елекоева
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF