Комментарии в СМИ

Юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Лусине Арутюнян подчеркивает, что каждая инвестиционная модель имеет свои преимущества, и оценивать ее нужно исходя из целей, которые она преследует.

В этом году губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко окончательно определился с финансовыми моделями развития инфраструктуры в 47-м регионе. К привычной и успешно работающей схеме «Социальные объекты в обмен на налоги» в этом году добавились новые правила застройки, получившие название «Строительного Светофора», кроме того, еще одним направлением развития инфраструктуры может стать выпуск облигаций, доход от которых пойдет на строительство крупных объектов.

Облигации покроют расходы на мосты и больницы

О том, что 47-й регион может вновь выпустить собственные облигации, Александр Дрозденко сообщил 26 июля, выступая перед журналистами. По словам губернатора, о выпуске ценных бумаг Ленобласть регулярно просят крупные банки и инвесторы. Но решиться на такой шаг правительство сможет лишь в случае реализации крупного проекта, например, строительства детской клинической больницы, онкологического центра в Кузьмолово или моста через реку Волхов. Глава региона также подчеркнул, что Ленобласть продолжит вести консервативную экономическую политику.

«В любом случае, региону будет выгоднее выпустить облигации под 7%, чем брать кредит под 12%», — отметил Александр Дрозденко.

Строительный Светофор дает дорогу не всем проектам

Еще одна идея губернатора, которая в этом году была не только озвучена, но и реализована — новые правила застройки региона, так называемый строительный Светофор. С 1 июня территорию Ленобласти поделили на три зоны застройки, в каждой из которых действуют определенные правила работы для застройщиков.

В красную зону попадают 25-30 населенных пунктов, расположенных в Ломоносовском, Тосненском, Всеволожском и Гатчинском районах. При этом большая часть Всеволожского района останется в желтой зоне.

В красной зоне разрешена только комплексная жилая застройка. Можно возводить дома не выше 9 этажей, а соцобъекты, в том числе пожарные депо, опорные пункты полиции, инженерные сооружения, внутриквартальные дороги и даже бомбоубежища, застройщики будут возводить за свой счет. В желтой зоне застройщикам будут компенсировать половину стоимости соцобъектов. Льготные условия для застройщиков сохранятся только в зеленой зоне — отдаленных районах Ленобласти.

Однако затем губернатор уточнил, что все же в некоторых случаях соцобъекты будут также выкупаться у застройщиков за полную стоимость и в красной зоне строительного светофора. Впрочем, выкупать будут в рассрочку — от 7 до 10 лет на основании специального договора.

После полной выплаты стоимости объекта застройщику, здания будут передаваться в собственность муниципалитета или региона. По словам губернатора, в этот период правительство будет вносить арендную плату для покрытия амортизационных издержек.

Школы и сады в обмен на налоги

По прогнозам представителей строительной отрасли, в ближайшие 20 лет застройщики возведут в Ленобласти более 100 соцобъектов, причем подавляющее большинство из них будут построены в самом проблемном с точки зрения развития инфраструктуры, Всеволожском районе.

Такими темпами строительства инфраструктуры в развивающихся поселениях Ленобласть обязана еще одной региональной программе «Социальные объекты в обмен на налоги». Программа предполагает возможность приобретения у застройщиков — налоговых резидентов 47-го региона объекты социального назначения в муниципальную собственность. По предварительным данным, за три года застройщики заплатят в консолидированный бюджет Ленинградской области более 9 млрд рублей.

В соответствии с заключенными в рамках программы «Соцобъекты в обмен на налоги» соглашениями до конца 2022 года планируется построить 61 объект: 45 детских садов на 6599 мест и 16 школ на 13 439 мест (строится 15 детских садов и 5 школ). В муниципальную собственность приобретены 7 детских садов, из них в 2015 году — 5 детских садов за 417,2 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 185,5 млн рублей, а также средств областного бюджета в сумме 162,1 млн рублей и местного бюджета в сумме 69,5 млн рублей.

У каждой модели – свои преимущества

По словам юриста практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Лусине Арутюнян, каждая инвестиционная модель имеет свои преимущества, и оценивать ее нужно исходя из целей, которые она преследует. Программа «Социальные объекты в обмен на налоги» обеспечивает строительство детских садов и школ в довольно короткие сроки с компенсацией застройщику существенной части затрат. Программа «Светофор» имеет более широкую сферу действия – она позволяет акцентировать внимание девелоперов на определенных территориях Ленинградской области. Кроме того, инвестору могут частично или полностью компенсировать расходы на создание социальных объектов в зависимости от попадания территории строительства в т.н. «красную», «желтую» или «зеленую» зону. Тем не менее, обе эти модели направлены только на создание социального объекта и не обеспечивают его эксплуатацию и техническое обслуживание – нагрузка ложится на муниципалитеты либо на регион.

«Для комплексной реализации проектов создания и эксплуатации (технического обслуживания) социальных объектов подойдут механизмы концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве. По таким соглашениям частный партнер создает объект, осуществляет его эксплуатацию (техническое обслуживание) в течение длительного срока, а публичный партнер, в свою очередь, может предоставлять публичное финансирование частному партнеру. Следует учитывать, что срок запуска первых проектов концессий и соглашений о ГЧП является довольно длительным, однако последующие проекты потребуют меньших временных и финансовых затрат», — отмечает эксперт.

По словам Арутюнян, помимо вышеуказанных моделей в регионах применяются и другие инвестиционные механизмы, направленные на развитие системы социальных объектов. К примеру, в субъектах РФ распространена модель «билдинг сад». По этой программе строятся детские сады на нижних этажах жилых домов, а не в отдельных зданиях, что значительно сокращает расходы на их создание. Дальнейшая эксплуатация детского сада осуществляется частным лицом, однако плата за детский сад уменьшается на сумму субсидии, предоставляемой из муниципального бюджета.

Таким образом, на практике применяется множество инвестиционных механизмов, и выбор оптимальной модели будет зависеть от конкретных параметров и целей реализации проекта.

Анастасия Столбова

Материал опубликован на сайте «Деловой газеты Ленинградской области» 15.08.2016

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ