Комментарии в СМИ

«Беспроигрышный победитель: «Метрострой» выходит на «Василеостровскую»

Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», пояснила, что органы власти должны руководствоваться общими правилами 44-ФЗ для закупки работ или услуг у единственного поставщика.

«Метрострой» 7 июля приступит к капитальному ремонту станции «Василеостровская» за 200 млн рублей. Контракт компания получила без конкурса, а работы выполнит тот же подрядчик, который строил «Спортивную-2» и сдал ее с многочисленными недоделками.

Станция метро «Василеостровская» 7 июля закрывается на ремонт, который планируется закончить в начале июня 2016 года. Необходимость закрытия обусловлена тем, что в наклонном ходу имеются многочисленные течи. Ремонта требуют и козырки снаружи здания наземного вестибюля, сообщает ГУП «Петербургский метрополитен».

Нюансы конкурсов

Ремонтировать «Василеостровскую», как ранее сообщалось, будет СМУ №11 «Метростроя». Компания получила контракт стоимостью 200 млн рублей без проведения конкурса по распоряжению губернатора Георгия Полтавченко. «Решение о контракте с Метростроем согласовано с городской администрацией, по поручению губернатора. Конкурс объявлен не был, поскольку станцию нужно открыть как можно раньше и не ждать окончания конкурсных процедур. Работы будет вести СМУ №11, они зарекомендовали себя при строительстве «Спортивной-2» и планируют на полгода быстрее сдать «Василеостровскую»», — пояснила выбор подрядчика пресс-секретарь подземки Юлия Щавель.

Удивляет, что хотя работы при строительстве «Спортивной-2» вызвали многочисленные нарекания, компания не потеряла доверие властей. Более того, конкурс на строительство «Спортивной-2» также нельзя считать безупречным. «Метрострой» приступил к работам еще до объявления конкурса в марте 2012 года, вложив «просто так» 900 млн рублей. Поэтому не удивительно, что никто кроме него не стал в этом конкурсе участвовать. Попробуйте представить себе, что такую «самодеятельность» проявили бы другие, заинтересованные в многомиллиардном контракте, компании, а не «Метрострой».

С конкурсами, связанными с метро, в последнее время происходят сплошные скандалы. «Метрострой», который раньше единолично хозяйничал в петербургском метрополитене, неожиданно получил серьезных конкурентов на рынке в лице «иных» компаний, которые также захотели участвовать в освоение метрополитеновских средств. Последний скандал связан как раз с конкурентной борьбой за заказ на строительство продолжения Правобережной линии метро от станции «Спасская» до «Горного института» — конкурс в третий раз был объявлен вчера. Первый раз тендер был объявлен в конце ноября 2014 года, однако на него никто не заявился — никто не знал, что произойдет в экономике в ближайшее время. Второй раз тендер объявили весной 2015 года, но на него заявили кроме «Метростроя» еще две компании — традиционный подрядчик Водоканала «СТС», а также компания «ПР и СС», которая ранее занималась реконструкцией канализации в Сочи. «Метрострой» был признан победителем, а два других участника тендера – не допущены. После многочисленных жалоб в ФАС России заказчик отменил итоги конкурса. И «Метрострою», не привыкшему к «чужакам» на своем рынке, скорее всего опять прядется соревноваться с другими компаниями, настроенными на победу. И не факт, что контракт на 21 млрд рублей достанется «традиционному подрядчику петербургского метрополитена».

Обострившаяся борьба за заказы на работы в петербургском метро, возможно, и стала причиной того, что на «Василеостровскую» конкурса объявлено не было, хотя о ее капремонте было известно еще в 2013 году. Как пояснила Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и Партнеры», если работы закупает город, он должен руководствоваться общими правилами 44-ФЗ для закупки у единственного поставщика (как правило, это особые обстоятельства, просто по усмотрению регионального органа власти такое решение принять нельзя). Однако ГУП Петербургский метрополитен действует не по 44-ФЗ, а по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно этому закону заказчик разрабатывает свои правила закупки. У ГУП принято Положение о закупках, согласно которому работы без конкурса можно закупить, в том числе, в случае наличия распоряжения Комитета по транспорту об утверждении крупной сделки без проведения конкурентных процедур закупок при закупке товаров, работ, услуг на сумму 5 млн рублей и более. «Таким образом, можно сделать общий вывод, что закупка на основании решения органа власти региона (предположительно, закупка ГУПом на основании решения Комитета по транспорту) будет правомерной», — отметила она.

Метро с торговым залом

В этом году станция метро «Василеостровская» уже фигурировала в скандальной хронике. Оказалось, что вместе с капитальным ремонтом планировалось построить над ней торговый центр. На фоне уголовного дела , возбужденного против гендиректора ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина по поводу строительства вестибюля станции метро «Адмиралтейская», торговый центр на «Василеостровской» вызвал бурную реакцию. По проекту, вестибюль и рабочие помещения станции должны были увеличиться на 1 тыс. кв. м за счет инвестора. Затем площади передали бы в собственность ГУП «Петербургский метрополитен». Площадь торгово-делового центра с торговой зоной, офисами и ресторанным двориком составила бы 17 тыс. кв. м.

В дело вмешались петербургские власти, заверив, что никакого торгового центра строить не планируется. Некие инвесторы заявили, что уже вложили в разработку проекта и разные согласования 400 млн рублей. История затихла недавно: в июне законодатели одобрили поправку в Генплан, которую внес депутат Алексей Ковалев, и формально запретили строить на территории станции «Василеостровская» любое коммерческое строение.

На фоне скандала с торговым центром как-то забылось, что должен быть объявлен конкурс.

Справка:

Крупнейшими акционерами компании «Метрострой», по данным системы «СПАРК», по итогам 2014 года являются ГУП «Петербургский метрополитен» (25%), комитет по управлению городским имуществом (21%), гендиректор компании Вадим Александров (13,62%), его сын и заместитель Николай Александров (22,4%), а также председатель совета директоров Клименти Казаридзе (5,42%) и почти 2,7 тыс. миноритариев — в общей сложности 12,56%.

Олег Воронин

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ