Комментарии в СМИ
«Не останавливаться на достигнутом»
Ирина Митина, юрист практики по ГЧП и инфраструктуре «Качкин и Партнеры», считает, что государственно-частное партнерство поможет решить проблему с инженерным обеспечением производственных кластеров.
Активное формирование территорий по кластерному принципу способствует привлечению новых инвесторов, повышению налоговых отчислений и общему росту благосостояния региона.
Уже реализованным кластерным проектом эксперты считают индустриальный парк производителей автокомплектующих Hyundai. Здесь на одной территории работают семь производственных предприятий одного профиля. Также небольшой автокластер формируется в индустриальном парке «Марьино», где идет строительство заводов сразу трех резидентов автомобильной промышленности: «Техноэксим», «Ё-Авто», «Яровит Моторс». Еще одно свидетельство развития автокластера — активность игроков смежных рынков. Например, расширен завод по производству автокомпонентов «Gestamp Северсталь», который поставляет детали на Ford, General Motors и Hyundai. Новые мощности предназначены для производства кузовных деталей для завода «Ниссан». Компания «Бостон-Континенталь» ввела в эксплуатацию терминал по хранению автомобилей неподалеку от завода Hyundai. Компания «Детальстройконструкция» (ДСК) рассматривает возможность создания предприятия по выпуску бензобаков в Петербурге.
По словам Любавы Пряниковой, руководителя направления коммерческой недвижимости Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость», автомобильный кластер начал формироваться самостоятельно, без поддержки администрации Петербурга и Ленобласти. «Город и область обладают всеми возможностями для успешного инвестирования капитала автопредприятиями: более дешевая рабочая сила, развитая инфраструктура грузоперевозок, наличие морского порта, платежеспособного спроса на внутреннем рынке. Благодаря совокупности этих факторов в 2002 году был открыт завод «Форд». Его успешная деятельность заставила присмотреться к рынку и других операторов», — поясняет эксперт.
На подходе
В активной стадии реализации сегодня находится фармацевтический кластер. В отличие от стихийно возникшего автомобильного, фармкластер создается при всесторонней поддержке федеральных и городских властей: в частности, фармацевтические компании имеют определенные привилегии при размещении в особой экономической зоне (ОЭЗ). В рамках развития кластера создают производства «Новартис-Нева», «Биокад», «Герофарм», «Фарм-холдинг» и другие. В мае этого года подписано соглашение о партнерстве полного цикла с немецкой компанией Inter Medical Medizintechnik GmbH. Можно также говорить и о формировании таких кластеров, как радиологический, радиоэлектронный и судостроительный. Кроме этого, петербургский аграрный университет заявляет о планах формирования агропромышленного кластера. Федеральная целевая программа по развитию туризма в России называет Ленобласть и Петербург в числе перспективных регионов для создания туристических кластеров. Активно развивается мебельная индустрия: на рынок выходят иностранные производители. Уже работающие операторы нацелены на дальнейшее развитие, например, в этом году компания «Севзапмебель» объявила о планах по расширению, на заводе «Ламель» в Киришском районе было запущено производство мебельного щита. Это является предпосылками развития кластера, считает Михаил Гущин, заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg. «Администрация области понимает, что без промышленности будет сложно обеспечить достаточные налоговые поступления, и потому привлекает новых инвесторов», — добавляет он.
Удобство и проблемы
Однако при всем удобстве и выгоде кластеров для инвесторов и государства, по мнению Ирины Митиной, юриста практики по ГЧП и инфраструктуре юридической компании «Качкин и Партнеры», есть и проблемы. Это создание на участке, на котором будут находиться предприятия, инфраструктуры. «Силами государства — это затратно, возложение расходов на инвесторов приведет к значительному удорожанию проектов», — считает она. Помочь в этой ситуации может государственно-частное партнерство. Отмечает определенные трудности и Максим Соболев, директор по коммерческой недвижимости ЗАО «ЮИТ Лентек» (девелопер индустриального парка Greenstate в Горелово). «Как правило, производители автокомпонентов интересуются возможностью арендовать производственные мощности, — говорит он. — Но в регионе недостает готовых объектов для их размещения, которые бы учитывали технологические особенности производства. А это ограничивает возможности производителей в подборе площадок».
Мария Степанова
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF