Комментарии в СМИ

«Как Смольный на стадион с войной пришел»

Старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Ирина Митина напоминает, что по закону у одной и сторон госконтракта есть десять календарных дней, чтобы отреагировать на уведомление о его расторжении.

Война между Смольным и «Трансстроем» может привести к полной заморозке стройки стадиона на Крестовском. Это произойдет, если подрядчик ответит иском на уведомление о расторжении контракта.

Утром 15 июля Смольный перешел в атаку: на утреннем совещании на стройплощадке стадиона «Крестовский» вице-губернатор Игорь Албин и глава комитета по строительству Сергей Морозов вручили представителям генподрядчика – компании «Инжтрансстрой-СПб» – уведомление о намерении расторгнуть контракт. Строители не намерены сдаваться и будут апеллировать к федеральным властям.

Если использовать военную терминологию, то утреннее совещание на стадионе напоминало переговоры во время краткого перемирия. Накануне, 14 июля, Смольный и «Трансстрой» обменялись целой серией взаимных упреков, а чиновники предупредили о подготовке к расторжению контракта. Вечером дело чуть не дошло до открытого конфликта: к въездам на стадион подтянулись сотрудники охранного предприятия «Водопад», которое по просьбе городской администрации привлек один из субподрядчиков «Трансстроя» – ГУП «Водоканал». Они якобы должны были обеспечить дополнительную охрану объекта, но их коллеги, нанятые генподрядчиком, встали стеной. После сообщения «Фонтанки» представители «Водопада» разъехались, оставив только одну дежурную машину.

На утреннем совещании Игорь Албин и Сергей Морозов, по сути, заявили об ультиматуме, вручив «Трансстрою» уведомление о расторжении трех контрактов на общую сумму 24,5 млрд рублей. Два контракта касаются самого стадиона, один – входной группы. По данным «Фонтанки», к уведомлению приложен список конкретных претензий, которые ранее были оформлены в специальные акты. «Претензий очень много. От качества работ до несоблюдения правил пожарной безопасности», – говорит собеседник «Фонтанки» в строительном блоке Смольного.

Как пояснила старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и партнеры» Ирина Митина, у подрядчика есть календарных десять дней, чтобы как-то отреагировать на уведомление. Согласно закону «О контрактной системе», по истечении этого срока контракт считается разорванным. Отреагировать можно двумя способами: либо устранить нарушение, либо обжаловать решение заказчика в суде. Первый вариант выглядит малореалистичным с учетом того, что Смольный предъявил «Трансстрою» целую кипу претензий. Второй вариант грозит полной остановкой стройки.

К иску подрядчик вправе приложить ходатайство о принятии специфических обеспечительных мер – запрета на заключение нового контракта на время судебного процесса. С учетом того, насколько запутана ситуация на стадионе, такой процесс может длиться более года. Хотя бы с учетом того, что «Трансстрой» требует оплатить работы на 1 млрд рублей, обвиняя Смольный в нежелании перечислять деньги. И если следовать букве закона, то стройка все это время должна быть заморожена: например, работы по возведению Поклонногорского путепровода возобновились только после того, как Смольный через суд расторг контракт с «Мостоотрядом-19». Впрочем, ходатайство может быть и отклонено, как в случае с компанией «Спэлл», которая не смогла достроить жилые дома на улице Новоселов за 500 млн рублей: в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти решили, что просьба подрядчика запретить комитету по строительству объявлять новый конкурс «неконкретизирована».

В официальном сообщении «Трансстроя» ничего не говорится о возможном иске в суд. Генеральный подрядчик лишь декларирует, что «намерен использовать все существующие правовые возможности для защиты своей позиции». Однако источник, близкий к компании, подтвердил «Фонтанке», что юристы анализируют в том числе и самый радикальный вариант.

«Это будет самоубийство», – прокомментировал подобное развитие событий высокопоставленный чиновник в Смольном. По расчетам городской администрации, на мирный разрыв отношений с «Трансстроем» и на поиск нового подрядчика уйдет от 20 до 30 дней. Так, именно 30 дней дается подрядчику на то, чтобы покинуть стройку в случае досрочного расторжения контракта. Как рассказывала «Фонтанка», город намерен провести конкурс в упрощенном порядке – через запрос котировок. Эта форма позволяет завершить все процедуры в течение одной-двух недель.

Водоканал и все-все

В качестве возможного кандидата на замену «Трансстрою» сразу несколько источников называют ГУП «Водоканал». Последний стал активно работать на стройке стадиона как раз при Игоре Албине, помогая нынешнему генеральному подрядчику с инженерными сетями. Тем более что именно Водоканал подтянул ЧОП «Водопад» к стройплощадке в период противостояния двух сторон. В кулуарах Смольного также говорят, что флаг из рук «Трансстроя» может принять подмосковная компания «Управление строительства-620», которая строит метро в столице и недавно пришла на «Крестовский». А вот, например, «Метрострой», который теперь будет поставлять оборудование для стройплощадки стадиона, не будет участвовать в запросе котировок.

«За объект всегда отвечает последний», – лаконично объяснил свою позицию директор предприятия Вадим Александров.

В свою очередь, в Водоканале сказали, что вопросы взаимодействия между Смольным и генеральным подрядчиком, а также другими субподрядными организациями, «не находятся в компетенции предприятия».

Называя короткий срок в «20-30 дней», чиновники исходят из того, что основные работы на стадионе выполняли многочисленные субподрядчики «Трансстроя». Так, согласно официальному сообщению городской администрации, в этом году на стройке арены было освоено 1,2 млрд рублей, из них собственными силами «Инжтрансстрой-СПб» выполнил работы только на 300 млн. Таким образом, как надеются в правительстве, новый генеральный подрядчик – пусть даже и Водоканал – сможет оперативно переключить на себя все компании, которые сейчас трудятся на Крестовском. «После этого стройка начнется в три смены», – говорит высокопоставленный чиновник.

Что останется после «Трансстроя»

«Трансстрой» успел завершить самые сложные работы – создание чаши стадиона и кровли. По данным комитета по строительству, на арене осталось установить инженерные системы (готовность 80%) и подвести наружные сети, смонтировать покрытие фасадов и кровли. А также – отреставрировать входные павильоны (52%), отделать помещения и установить кресла для болельщиков.

Всего с «Инжтрансстроем-СПб» заключено 3 контракта на 24,5 млрд рублей. Два из них — на строительство самой арены. В третий, самый небольшой, на 2,9 млрд рублей, вошли работы по благоустройству прилегающей территории. Это реконструкция входных павильонов, сохранившихся от снесенного стадиона имени Кирова, строительство парковок и вертолетных площадок. На начало июня подрядчик освоил только около миллиарда из выделенных средств.

По еще одному контракту, на 9,1 млрд рублей, исполнение чуть лучше — 4,6 млрд рублей, то есть компания закрыла только половину прописанных работ. Исполнение самого крупного контракта в 12,5 млрд рублей — и вовсе приостановлено. «Инжтрансстрой-СПб» должен был сдать работы до конца 2015 года. Но срок переносили уже дважды. В компании это объясняют изменившейся последовательностью работ. Их необходимо выполнять в стыковке с исполнением второго контракта, на 9,1 млрд рублей.

Всего, по подсчетам «Фонтанки», компания «Трансстрой» не успела освоить еще около 6,5 млрд рублей. В эту сумму не входят 4,3 млрд, добавленные на строительство этой весной. «Да, на конкурс выставят 11 млрд. Возможно, будут два конкурса», – говорит источник в строительном блоке Смольного.

Впрочем, в «Трансстрое» призывают Смольный не быть столь оптимистичным. «Замена генподрядчика на этапе, когда стадион готов на 85% официально принятых работ, делает невозможными обязательства завершить строительство в течение 11 месяцев. Подобные непоследовательные решения комитета по строительству, а также постоянно меняющиеся условия, отсутствие согласованной проектной документации, нерешенные вопросы с финансированием означают лишь, что стадион не будет готов к проведению Кубка Конфедераций», – прогнозирует нынешний генеральный подрядчик, который, к слову, продолжает работы.

В компании призвали в качестве арбитра федеральные власти, для которых, как иронизируют в «Трансстрое», «чемпионат мира имеет значительно большее значение, чем для комитета по строительству». Ранее министр спорта Виталий Мутко уже дал недвусмысленно понять, что обе стороны обречены договориться. «Строительство находится под контролем правительства и президента. Это обязательство нашей страны. Куда они денутся? Если там будут люди недоговороспособные, это будет разговор из другой области», – заметил он.

Источники «Фонтанки» заявляют, что в ближайшее время в Москве действительно может произойти совещание относительно ситуации на стадионе. В качестве возможного места беседы называют администрацию президента, возможного участника со стороны правительства Петербурга – вице-губернатора Игоря Албина. «На нем, возможно, все и решится», – говорит собеседник в Смольном.

Справка:

Главный городской долгострой — стадион на Крестовском острове строится с 2008-го года на месте разобранной арены имени Кирова. Проект с раздвижной кровлей и выкатным полем разработал японский архитектор Кисе Курокава. Изначально стоимость возведения стадиона оценивалась в 13 млрд рублей. Однако уже в том же году, после проведения госэкспертизы проекта, Смольный назвал новую цифру — 23,7 млрд рублей.

Она также не стала окончательной. Проект пришлось привести в соответствие с требованиями FIFA. Число зрительских мест выросло до 68 тысяч. В итоге, после перепроектирования, в 2013-м город назвал новую цефру — 34,9 млрд рублей. А весной этого года парламент согласился добавить к ней еще 4,3 млрд рублей. Генподрядчик «Инжтрансстрой-СПб» пожаловался на удорожание проекта из-за инфляции. П оконтракту, компания должна завершить строительство объекта до конца этого года. Летом 2017-го на нем должны пройти игры Кубка Конфедераций.

Андрей Захаров, Антонина Асанова

Материал опубликован в интернет-газете «Фонтанка.ру» 15.07.2016

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ