Комментарии в СМИ

Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», считает, что новый конкурс на строительство стадиона «Зенита» может оказаться непростой процедурой для Смольного.

Правительство Петербурга не намерено продлевать контракт с генподрядчиком стройки стадиона «Зенита» на Крестовском острове — «Трансстроем» Олега Дерипаски. В конце сентября комитет по строительству объявит новый конкурс на достройку объекта, об этом 29 августа во время рабочего визита на стройплощадку рассказал вице-губернатор Марат Оганесян. Тем не менее, как выяснила «Фонтанка», реальная смена генподрядчика стадиону не грозит. С большой долей вероятности аукцион станет формальным, а победит в нем прежний генподрядчик, считают источники, знакомые с ситуацией.

Заявление Марата Оганесяна стало для прессы неожиданностью. Всего месяц назад губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил о том, что, несмотря на многочисленные претензии города к срокам строительства стадиона «Зенита», не будет менять генподрядчика. Тем не менее уже к 15 сентября совместная комиссия города и генподрядчика должна будет оценить стоимость незавершенных работ, а также закупленных материалов. А в конце сентября в Петербурге будет объявлен новый многомиллиардный конкурс на достройку стадиона на Крестовском острове, заявил сегодня Марат Оганесян.

Победившей компании за два года придется произвести около 65% работ — сделанный на данный момент объем чиновники оценивают в 35. Однако новый конкурс не должен будет отразиться на сроке ввода стадиона, заверил Марат Оганесян. Капитальные работы по-прежнему планируется завершить в конце 2015-го — начале 2016 года. Работы по благоустройству окружающей территории — в 2017 году.

Стоимость предстоящего конкурса вице-губернатор оценить не смог, уточнив лишь, что в следующем году на строительство планируется выделить около 5 млрд рублей. Однако, судя по тому, что всего в строительство вложено около 14 из 34 млрд рублей — 6 из них подрядчику перечислил город, 6 потратил предыдущий подрядчик «Авант» покойного Григория Фельдмана, а 2 млрд вложил сам «Трансстрой», сумма контракта может составить 20 млрд рублей, за вычетом средств, вложенных в покупку материалов и еще не принятых работ.

При этом, по оценкам главы стройкомитета Михаила Демиденко, кроме «Трансстроя» в конкурсе, скорее всего, будут участвовать еще две петербургские компании. Их названия он не уточнил. Кроме того, стоимость нового контракта еще может снизиться. В первом квартале 2014 года завершится очередная Главгосэкспертиза, в результате которой смета стадиона может подешеветь на 2 — 3%, также добавил Демиденко.

Впрочем, как рассказал генеральный директор ПСК «Трансстрой» Игорь Панкин, компания узнала о решении Смольного еще 2 — 3 месяца назад. Пока что претензий к Смольному компания не имеет и собирается участвовать в новом тендере. «Для того чтобы изучить состояние строительства объекта, новому генподрядчику потребуется большое время», — также заявил Игорь Панкин.

Стройка как ни в чем не бывало

Несмотря на слова Игоря Панкина, решение Смольного стало для журналистов сюрпризом. Даже во время доклада главы «Трансстроя» о ходе работ, признака разлада в отношениях генподрядчика и городской администрации было заметить невозможно. «Проектная документация для строительства стадиона уже разработана на 95%, — перекрикивая шум из-за монтажа пилона — опоры для крыши, — начал доклад Игорь Панкин. — Монтаж моста над выкатным полем почти закончен. До конца сентября количество рабочих-монолитчиков на стройплощадке должно увеличиться в два раза. Сейчас бетонные конструкции возводит около 1200 человек», — рассказал Игорь Панкин.

Кроме того, 16 — 19 сентября будет определен подрядчик для строительства выкатного поля стадиона. «Мы встречаемся с австрийскими и чешскими компаниями», — объяснял вице-губернатору глава «Трансстроя». Параллельно генподрядчик ведет консультации с будущим пользователем стадиона — ФК «Зенит» по поводу покрытия площадки. Также «Трансстрой» готов определиться и с подрядчиком строительства раздвижной крыши стадиона. Им может стать немецкая компания, название Игорь Панкин не уточнил. По его словам, на проектирование и строительство раздвижной кровли должно уйти около года. Компания уже провела все тендеры на обеспечение стадиона инженерной инфраструктурой, освещением и противопожарным оборудованием. А к отопительному сезону «Трансстрой» намерен создать отопительный контур и обеспечить обогрев созданных помещений по временной схеме. Уже в октябре компания рассчитывает приступить к внутренним работам.

Марат Оганесян выслушал доклад Игоря Панкина благожелательно. Его претензии коснулись только количества иностранных подрядчиков. «Деньги должны работать внутри России, и желательно привлекать подрядчиков из Петербурга», — заявил Марат Оганесян. Игорь Панкин согласно кивнул.

«Трансстрой» помирился с «Мостоотрядом-19»

Громкий конфликт с одним из петербургских подрядчиков — компанией «Мостоотряд-19», разгоревшийся еще в прошлом году, «Трансстрою» также удалось разрешить. Именно «Мостоотряд-19» на днях приступил к возведению пилонов и будет строить стационарную часть кровли, рассказал Игорь Панкин.

В конце декабря прошлого года компании обменялись исками на сумму около 1,5 млрд рублей каждый. Яблоком раздора стали произведенные в 2009 — 2010 годах «Мостоотрядом-19» работы по возведению конструкций крыши. В 2010 году Смольный отказался от веерной кровли, которую задумывал архитектор Кисе Курокава, в пользу конструкции из двух подвижных створок, которые должны двигаться по рельсам. Такое решение в большей степени соответствовало новым требованиям ФИФА и УЕФА для матчей чемпионата мира. Однако в итоге «Трансстрой» и его подрядчик были поставлены перед выбором, кто будет оплачивать произведенные впустую работы.

Тем не менее компаниям удалось прийти к мировому соглашению, заявил Игорь Панкин. «Понимание уже есть. В течение месяца мы решим сложные юридические вопросы», — пояснил он. По словам главы «Трансстроя», «Мостоотряд-19» уже израсходовал около 600 — 700 млн рублей на проведенные работы и закупку материалов. Оставшиеся средства из примерно 1,5 млрд рублей, перечисленных подрядчику на баланс, компания должна будет отработать при создании конструкций крыши. Общая стоимость строительства нераздвижной кровли — 4,5 млрд рублей.

Приостановка на конкурс

О том, что процедура конкурса может стать формальной, «Фонтанке» сообщили источники, знакомые с переговорным процессом Смольного и компании. Однако об этом же обмолвился и глава комитета по строительству Михаил Демиденко. Конкурсную процедуру он назвал «приостановкой действия контракта». Марат Оганесян, в свою очередь, упомянул о претензиях Счетной палаты к работе подрядчика и требованиях ведомства вести строительство открыто. «Любые пролонгации договора и дополнительные соглашения — то, что было сделано ранее, вызывает много вопросов», — заявил он уже во время пресс-подхода.

«Формально Смольный имеет право продлить контракт. Запрет установлен только на изменение цены, — объясняет управляющий партнер компании «Качкин и партнеры» Денис Качкин. — Другое дело, что за время строительства стадиона уже настолько значительно изменились и сроки исполнения контракта, и сметы, что Смольный принял решение разорвать наконец этот гордиев узел из допсоглашений».

С другой стороны, новый конкурс для Смольного тоже может оказаться непростой процедурой. В случае выбора нового генподрядчика «Трансстрой» сможет обратиться к правительству города с иском — разобраться, какие работы были выполнены и какие из них оплачены, наверняка будет непросто, говорит Денис Качкин. В случае же, если «Трансстрой» снова окажется победителем конкурса — к процедуре аукциона могут предъявить претензии УФАС и другие участники конкурса. «Не так-то просто провести конкурс под определенного участника для такого сложного объекта, к которому приковано внимание и общественности, и экспертов», — считает Денис Качкин.

Антонина Асанова

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ