Пресс-релиз

Государственная Дума РФ приняла проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» в первом чтении

В пятницу, 26 апреля, после продолжительных дебатов Государственная дума РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

 

Событие следует отнести к категории тех, значение которых для отечественной экономики действительно сложно переоценить. Эксперты связывают большие надежды с внедрением этого необходимого инструмента, открывающего путь для частных инвестиций в инфраструктурную сферу.

Принятая редакция законопроекта представляет собой рамочную и либеральную модель правового регулирования, предполагающую значительную свободу субъектов федерации и муниципальных образований в вопросах ГЧП. Участники рынка восприняли ее с энтузиазмом. Однако проект имеет и многочисленных противников, прежде всего в лице антимонопольной службы (ФАС) и апологетов федеральной контрактной системы – нового аналога доживающей последний год системы госзакупок.

По этой причине законопроект принят с многочисленными оговорками. Ко второму чтению разработчикам поручено внести ряд важных дополнений, рассказывает Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры».

Прежде всего, по требованию ФАС необходимо отразить разграничение законодательства о государственно-частном партнерстве и государственном (муниципальном) заказе, а также закрепить нормы, препятствующие переквалификации публичных закупок на соглашения о ГЧП.

Также критике подвергаются положения о возможном переходе права собственности на объект соглашения от публичного партнера к частному. Соответственно, к следующему чтению должен быть решено противоречие с процедурами передачи имущества, предусмотренными законодательством о приватизации и Земельным кодексом РФ.

Эксперты сходятся во мнении, что законопроект нуждается в дополнениях нормами о соразмерности частных и публичных финансовых вложений в проект ГЧП, которые закрепили бы обязательный минимальный объем частных инвестиций в объекты соглашений о ГЧП. В целях снижения пресловутого коррупциогенного фактора проект нужно усилить положениями о порядке отбора частного партнера, а именно: принципы проведения торгов, источник размещения информации о торгах, виды принимаемых при проведении торгов документов. В принятой редакции эти положения отсутствуют.

Ирина Митина обращает внимание на то, что разработчики законопроекта также взяли на себя обязательство уже к осенней сессии подготовить подзаконную нормативную базу, направленную на реализацию общих положений документа на практике.

«Принятие проекта в первом чтении свидетельствует о серьезности намерений власти по модернизации инфраструктуры и привлечению частных инвестиций. Мне посчастливилось принимать непосредственное участие в подготовке и обсуждении этого документа. С самого начала и, в особенности, на последних этапах его прохождения мы встречали сопротивление, зачастую граничащее с непониманием и тотальным отрицанием ГЧП в принципе. Выход на второе чтение – это само по себе уже большое достижение. С другой стороны, нам всем предстоит еще многое сделать, чтобы проект стал законом», — считает Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», член Экспертного совета Центра развития ГЧП, участник рабочей группы по подготовке федерального закона о ГЧП при Министерстве экономического развития РФ.

С учетом внесения и согласования необходимых корректировок, рассмотрения законопроекта Государственной думой РФ во втором чтении можно ожидать в осеннюю сессию, прогнозирует Денис Качкин.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ