Комментарии в СМИ
«Stena пополнила реестр требований кредиторов Балтийского завода»
Александра Улезко, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры»уверена, что краеугольным камнем в споре шведской компании Stena RoRo и Балтийского завода стало отсутствие понятия «заранее оцененных убытков» в российском праве.
Компании удалось обосновать требования на 400 млн рублей
Шведская компания Stena RoRo, которая с 2008 года пытается взыскать с Балтийского завода 1,2 млрд рублей в качестве неустойки по контракту на строительство двух океанских ролкеров, включена в реестр требований. Однако суд признал обоснованным долг только на 400 млн рублей. Шведской компании придется еще доказать, что оставшиеся 800 млн рублей — это реальные расходы, а не упущенная выгода.
В реестр требований кредиторов Балтийского завода включена шведская компания Stena RoRo. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного (ФАС СЗО) округа признал обоснованным долг перед компанией на 400 млн рублей, но отменил решения нижестоящих инстанций о включении в реестр требований всего долга петербургского предприятия перед Stena RoRo на 1,2 млрд рублей. Исполнительный директор ОАО «Балтийский завод» Максим Ищенко рассказал «Ъ», что «постановление ФАС СЗО не изменит раскладов в деле о банкротстве, потому что из этих 400 млн рублей голосующий долг составляет лишь 13,3 млн рублей — это судебные расходы кредитора». Остальное — финансовые санкции, которые будут погашаться после удовлетворения всех требований третьей очереди, отметил господин Ищенко.
Сумма в 1,2 млрд рублей, которую шведская компания пытается взыскать с Балтзавода, — это неустойка по контракту на строительство двух океанских ролкеров с опционом еще на два судна. Контракт был подписан 7 июля 2005 года и оценивался в €240 млн. Но после продажи в середине августа группой ИСТ 88,2% акций Балтийского завода Объединенной промышленной корпорации (ОПК) Сергея Пугачева новые акционеры решили, что контракт со Stena невыгоден. ОПК уведомила шведов о его расторжении. В 2008 году арбитраж взыскал с завода €20 млн — по €5 млн за каждое непостроенное судно, но предприятие отказалось добровольно платить. Через год Арбитражный суд Петербурга отказался исполнить решение стокгольмского арбитража, аргументируя это тем, что судостроительные контракты не были заключены и на завод не может быть возложена ответственность за их неисполнение. Однако Stena обратилась в Высший арбитражный суд, и коллегия судей нашла основания для пересмотра дела. Судьи указали на факт одобрения контрактов советами директоров компании и завода и отметили, что взыскиваемые шведской компанией убытки сходны с понятием неустойки, используемым в российском гражданском праве.
В материалах суда говорится, что требование шведской компании о включении в реестр 805,7 млн рублей задолженности передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти. Эксперты отмечают, что шведам придется доказать, что эта сумма — реальные расходы, а не упущенная выгода.
Краеугольным камнем в данном деле стало то, что понятие «заранее оцененных убытков» лишь условно можно сравнивать с определенными институтами российского права, поскольку оценка должна быть дана с точки зрения шведского права, говорит Александра Улезко, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры». «Постановление кассационной инстанции в настоящее время не изготовлено, и полная мотивировка станет ясна позже. Вероятно, постановление в полном объеме многое прояснит в позиции окружного суда. Но уже очевидно, что затянется не только частичное получение денежных средств шведской компанией, но и включение задолженности в реестр ОАО «Балтийский завод»», — комментирует госпожа Улезко.
Конкурсное производство в отношении ОАО «Балтийский завод» началось 29 октября прошлого года. Требования кредиторов к Балтзаводу составляют около 6,5 млрд рублей, из которых около 2,5 млрд рублей — долг перед Ханты-Мансийским банком. Банкротство предприятия началось в январе. На тот момент 88,32% акций предприятия, ранее входившего в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК) Сергея Пугачева, находилось в залоге у ЦБ по невыплаченному кредиту Межпромбанка на 32 млрд рублей. Решение обанкротить Балтийский завод было принято из-за его большой долговой нагрузки. При этом весь персонал завода был переведен в компанию «Балтийский завод-судостроение», которая стала арендовать оборудование и площади у Балтийского завода. В июле ОСК купила Балтийский завод с торгов за 224 млн рублей.
Андрей Шенк, аналитик «Инвесткафе», полагает, что заводу удастся договориться с кредиторами, так как в прошлом году дочерней компании ОСК «Балтийский завод-судостроение», которая исполняет все заказы предприятия, удалось существенно расширить портфель заказов и годовой оборот. «В таких условиях компания сможет рефинансировать задолженность в банках под залог выручки на приемлемых условиях. В крайнем случае, кредиты может субсидировать государство, так как предприятие работает на оборонзаказ — и если срок погашения задолженности удастся растянуть на пять-восемь лет, то финансовое положение нормализуется», — говорит эксперт.
Кристина Наумова