Комментарии в СМИ

«Смольный просит Минэкономразвития поступить по-партнерски»

Юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Мария Скрябина считает, что риск, связанный с необходимостью приведения всех положений соглашения в соответствие с федеральным законом о ГЧП, может быть преодолен официальным разъяснением Минэкономразвития России.

Чиновники города опасаются, что закон о ГЧП подкосит ряды инвесторов.

Требования нового федерального закона о государственно-частном партнерстве (224-ФЗ), который должен вступить в силу с 1 января 2016 года, могут лишить Петербург стратегических инвесторов — Банка ВТБ и Газпромбанка, а также усложнить реализацию уже существующих проектов, в том числе по строительству Западного скоростного диаметра и развитию аэропорта Пулково, считают в Смольном. По информации «Ъ», администрация губернатора Петербурга Георгия Полтавченко подготовила письмо в адрес министра экономического развития России Алексея Улюкаева с предложением разрешить Петербургу пользоваться собственным законом о ГЧП либо перенести вступление в силу нового закона на июль 2016 года.

Нормы Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве…» (224-ФЗ), над разработкой которого правительство РФ работало больше двух лет, были приняты в июле текущего года и должны вступить в силу 1 января 2016 года. В Петербурге с конца 2006 года действует собственный закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». По нему же были заключены все существующие в городе проекты ГЧП: реконструкция аэропорта Пулково, строительство ЗСД, а также школ, детсадов и дорог в микрорайоне Славянка с общим объемом инвестиций в 285 млрд рублей.

В письме на имя главы Минэкономики Алексея Улюкаева, которое в Смольном намерены отправить в ближайшее время, говорится, что отдельные положения нового закона могут «затруднить реализацию уже подписанных соглашений о ГЧП в Петербурге и подготовку новых инвестиционных проектов». Дело в том, что по новым нормам действующие соглашения о ГЧП должны реализовываться на условиях, на которых были заключены изначально, но вместе с тем региональным парламентам в течение полугода со вступления 224-ФЗ в силу надо переработать региональное законодательство о ГЧП, чтобы оно не противоречило федеральному. В этом случае возникают высокие риски того, что сторонам будет довольно сложно вносить изменения в действующие соглашения о ГЧП: они могут быть признаны не соответствующими новому закону и повлекут за собой изменения в ряде других условий. В первую очередь это касается проекта ЗСД и аэропорта Пулково.

Как полагает партнер — руководитель практики публично-частного партнерства юридической фирмы Maxima Legal Владимир Килинкаров, в случае несогласования каких-либо критических изменений в соглашение о ГЧП частный партнер имеет право на компенсацию со стороны города и, в крайнем случае, на расторжение соглашения с выплатой еще большей компенсации, что в случае с Пулково и ЗСД может означать многомиллиардные издержки для городского бюджета.

Что касается новых инвестпроектов, то 224-ФЗ больше не допускает к участию в ГЧП-проектах финансирующие организации с государственным участием в капитале инвесторов, а также запрещает прямое участие иностранных компаний. Соответственно, Банк ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк не смогут больше участвовать в сделках в качестве долевого инвестора. В Смольном опасаются, что такие условия могут сорвать новые соглашения в сфере информационных технологий управления городским транспортом и парковочным пространством. Напомним, Банк ВТБ выступил с инициативой войти в проект по созданию в Петербурге единого оператора оплаты проезда, а также проявляет интерес к расширению зоны платной парковки в Петербурге. «С учетом того, что группа ВТБ является фактически самым надежным и крупнейшим нашим партнером в концессионных проектах, эта норма создает нам большие проблемы, особенно в текущей финансовой ситуации», — прокомментировал «Ъ» высокопоставленный чиновник в Смольном. Иными словами, консорциумы «Магистраль северной столицы» (строит центральный участок ЗСД и управляет северным и южным участками, принадлежит ВТБ и Газпромбанку) и «Воздушные Ворота Северной Столицы» (управляет аэропортом Пулково, зарегистрирован на кипрский офшор «Талита Трейдинг Лимитед», в ней 57% принадлежат Банку ВТБ, 35,5% — немецкой компании Fraport, 7,5% — у греческих инвесторов Copelouzos Group) по новому закону даже не рассматривались бы в качестве потенциальных инвесторов.

В Смольном рассчитывают на то, что федеральные власти разрешат Петербургу пользоваться собственным законом «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». «Региональный закон является более гибким, что позволяет широко применять практику ГЧП», — считает председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк. Либо в Москве продлят переходный период, отложив вступление закона в силу до 1 июля 2016 года и при этом внесут поправки, связанные с вышеперечисленными проблемами.

Господин Килинкаров отмечает, что внесение таких поправок целесообразно, но требует согласования на высшем уровне, а потому перспективы таких изменений кажутся туманными. «Еще менее вероятным на данный момент кажется перенос сроков вступления в силу ФЗ о ГЧП. Данный закон ждали десятки регионов, ждали несколько лет — и переносить сроки вступления в силу ради Санкт-Петербурга вряд ли будут», — говорит он. Юрист практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Мария Скрябина считает, что риск, связанный с положением 224-ФЗ о необходимости приведения всех положений соглашения в соответствие с новым законом, может быть преодолен официальным разъяснением Минэкономразвития РФ, в котором будет указано, что согласно ч. 3 ст. 47 ФЗ о ГЧП положения ФЗ о ГЧП применяются исключительно к порядку внесения изменений в действующие соглашения и не требуют приведения их в соответствие новым законом.

Татьяна Дятел

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ