Комментарии в СМИ
«Антимонопольщики дошли до суда»
Мария Скрябина, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП, отмечает, что в настоящий момент судебная практика по оспариванию заключенных с нарушением процедуры контрактов складывается неблагоприятная для участников торгов и конкурентной среды.
в попытках оспорить конкурсы на текущий ремонт дорог
УФАС Санкт-Петербургу не оставляет попыток оспорить конкурсы на текущий ремонт дорог. Ранее Смольному удалось через суд добиться принятия обеспечительных мер и заключить контракты с победителями конкурсов, несмотря на то, что антимонопольщики выявили в них требования, ограничивающие конкуренцию. Теперь УФАС пытается запретить в суде исполнение контрактов на ремонт дорог в семи районах города, заключенных с компаниями «А-Проект» (связана с семьей экс-министра финансов РФ Дмитрия Панкина) и «Орион плюс».
Санкт-Петербургское УФАС России направило в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области три ходатайства о принятии обеспечительных мер в отношении действий Дирекции транспортного строительства (ДТС). В частности, ведомство требует запретить исполнение госконтрактов, заключенных дирекцией с компаниями «А-Проект» и «Орион плюс».
В феврале антимонопольщики выявили нарушения в конкурсах на ремонт дорог в Калининском, Красногвардейском (440 млн рублей), Колпинском, Пушкинском (267,6 млн) и Адмиралтейском, Василеостровском, Кировском районах (277,5 млн). В частности, в УФАС согласились с жалобами участников рынка о том, что тендеры проводятся в условиях ограничения конкуренции и с ненадлежащим порядком оценки заявок.
Так, одним из критериев оценки заявок стало требование о наличии контрактов на ремонт дорог только обычного типа (с исключением автомагистралей и скоростных дорог), выполненных только в 2015 году. По предписанию УФАС заказчик должен был внести изменения в конкурсную документацию и продлить срок подачи заявок.
Однако комитет по государственному заказу все же подвел итоги тендеров и впоследствии добился принятия обеспечительных мер в виде временной приостановки решений УФАС. После этого ДТС успела заключить контракты со всеми победителями тендеров. «По мнению управления, это приведет к нарушению прав и законных интересов третьих лиц без возможности их восстановления в случае признания решений антимонопольного органа законными», — сообщили в пресс-службе антимонопольного органа.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), в чьем ведении находится ДТС, комментарий не предоставили.
Мария Скрябина, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и партнеры», подчеркивает, что рассматриваемый спор в настоящий момент не затрагивает вопрос действительности самого контракта. «Принятие решения в пользу УФАС в рамках указанного дела само по себе не позволит восстановить нарушенные права и законные интересы третьих лиц. Исполнение предписаний УФАС об устранении нарушений фактически невозможно, так как заключены государственные контракты», — отмечает госпожа Скрябина. По ее словам, в настоящий момент судебная практика по оспариванию заключенных с нарушением процедуры контрактов складывается неблагоприятная для участников торгов и конкурентной среды. В большинстве случаев суды отказывают в принятии обеспечительных мер, необоснованно указывая, что такие меры «практически совпадают с предметом иска и предопределяют решение суда по делу и фактически направлены на достижение той же цели, что и предъявление исковых требований».
Татьяна Дятел
Материал опубликован в газете «Коммерсантъ – Санкт-Петербург» № 45 от 18.03.2016
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF