Комментарии в СМИ

Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», отметил необходимость доработки закона о ГЧП в отношении применения механизмов государственно-частного партнерства к объектам здравоохранения.

Участники фармацевтического рынка считают, что без совершенствования законодательства и изменения процедуры государственных закупок работа фармацевтического кластера Петербурга и Ленинградской области будет нецелесообразной, а его продукция — невостребованной.

Власти Ленобласти совместно с администрацией Петербурга работают над созданием кластера медицинской, фармакологической промышленности и радиационных технологий. Чиновники планируют синхронизировать свои программы по развитию инноваций, рассказал первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной политики Ленобласти Максим Кисельников на круглом столе «Медико-фармацевтическая индустрия в СЗФО: инвестиционная привлекательность региона», организованном ИД «Коммерсантъ».

В рамках программы развития инновационного кластера Ленобласть сформировала заявку в Минэкономразвития России, предусматривающую финансирование обучающих и исследовательских программ.

Нужен план

Господин Кисельников отмечает, что ядром кластера должен стать исследовательский реактор, строящийся на базе Петербургского института ядерной физики в Гатчине. Кроме того, в Гатчине должен появиться Северо-Западный центр трансфера технологий. В июне в рамках Петербургского международного экономического форума был подписан меморандум между правительством Ленобласти и ЗАО «НИПК «Электрон»» (компания инвестирует в создание инжинирингового центра по производству и локализации выпуска медицинских изделий в Ломоносовском районе области). Центр должен стать «якорем» в гатчинском технопарке, который по плану должен быть построен к началу 2015 года.

Максим Кисельников рассказал, что в ближайшее время для координирования работы над созданием кластера будет организована специальная структура, некоммерческое партнерство. «Мы понимаем, что само собой ничего не произойдет: нужен план, государственная поддержка, базовая организация, которая будет координировать работу участников кластера», — говорит господин Кисельников.

В планах у властей Ленобласти стать одним из важнейших исследовательских центров, сформировать крупнейший в России производственный центр. Положительно на достижении этой цели должно, по мнению Максима Кисельникова, отразиться наличие свободных площадей, которые сейчас активно готовятся для инвесторов.

Генеральный директор НП «Медико-фармацевтические проекты. XXI век» Дмитрий Чагин отмечает, что кластер не должен развиваться отдельно от потребностей региона. «Региональные власти направляют средства на подготовку площадок, инженерные коммуникации. При этом продукция, производимая резидентами этих площадок, оказывается не востребована. Это удивительная экономическая нецелесообразность. Например, компания «Биокад», получившая в свое время субсидии Минпромторга, заключила первый контракт с правительством Бразилии. Зачастую видишь интерес к отечественным разработкам со стороны Белоруссии, Украины, Казахстана, в то время как российские власти в закупках отечественных препаратов не заинтересованы. Возможности отечественных предприятий сегодня не учитываются в полном объеме», — говорит господин Чагин.

В то же время предприятия регионального фармацевтического кластера сегодня динамично развиваются, констатировали участники круглого стола.

Большие ожидания

Коммерческий директор ООО «НТФФ «Полисан»» Дмитрий Борисов рассказывает, что компания была одним из инициаторов формирования кластерной политики в регионе. «Последние шесть лет мы в рамках постановлений правительства получали льготы. В этом году мы можем претендовать на одну льготу из четырех. После вступления в ВТО ряд субсидий отменили, и это было неприятной неожиданностью. Например, нет субсидий по экспорту продукции. При этом одно из ключевых понятий программы «Фарма 2020″ — развитие экспортной составляющей. Сегодня экспорт остается на финансовых возможностях производителей», — говорит господин Борисов.

«Полисан» направляет на экспорт около 40% объема производства. Лекарства отправляются в страны СНГ, Юго-Восточной Азии и с недавнего времени — в страны Латинской Америки. Господин Борисов рассказал, что в прошлом месяце компания начала поставки лекарств в Венесуэлу. В ближайшее время предприятие может начать экспорт препаратов в Боливию, Перу, Никарагуа и Колумбию.

Дмитрий Чагин отмечает, что для развития фармацевтического кластера крайне важно, что его предприятия не только развивают производства, но и создают собственные лаборатории. «Любое серьезное фармацевтическое производство инвестирует средства в исследовательские мощности, чтобы иметь возможность производить оригинальные препараты», — говорит господин Чагин.

В Петербурге собственные центры научных исследований и разработок действуют на территории административно-делового центра «Нойдорф», являющегося особой экономической зоной. В частности, свои центры открыли компании «Биокад», «Герофарм», также R&D-подразделение запустила англо-шведская компания «Астра Зенека».

Создавая научную лабораторию, компания «Герофарм» учитывала собственную долгосрочную программу развития. Предприятие ориентируется на расширение продуктового портфеля как за счет инновационных лекарственных средств, так и за счет дженериков, приоритетных с точки зрения импортозамещения, говорит директор ОАО «Герофарм-Био» Дмитрий Буровик. И в том и в другом случае компании необходим научный центр для проведения исследований, отработки технологий и внедрения новых продуктов в производство, а также современное производство, поясняет он. Компания запустила R&D-центр в особой экономической зоне «Нойдорф» в 2011 году.

Господин Буровик рассказывает, что в ближайшее время компания запустит завод в Московской области. Предприятие построено по международным стандартам GMP. Оно станет первым в России производством полного цикла препаратов инсулина. ОАО «Герофарм-Био» будет выпускать генно-инженерные инсулины и аналоги.

«На заводе компании налажено производство полного цикла препаратов генно-инженерного инсулина, включая синтез субстанции. Таким образом, на территории России будет осуществляться полный технологический цикл производства жизненно необходимого препарата», — говорит Дмитрий Буровик.

Компания ориентируется на 30% российского рынка инсулина. «Сейчас этот рынок держат западные компании. Мы нуждаемся в государственной поддержке в рамках закупок. Мы рассчитываем, что отечественный инсулин будет закупаться», — надеется господин Буровик.

«Полисан» планирует построить научно-исследовательский центров рамках третьей очереди завода во Фрунзенском районе Петербурга. Объем инвестиций в проект оценивается в 400 млн рублей. Приступить к строительству планируется в середине следующего года. Дмитрий Чагин отмечает, что наличие такого научного центра позволит компании экономить на исследованиях до 30%. Кроме того, это позволит значительно снизить себестоимость выпускаемых препаратов.

Система закупок

Господин Чагин отмечает, что, поскольку основной держатель бюджета — государство, именно оно должно поддерживать отечественных производителей, размещать соответствующие заказы. Важно учитывать, что инвестиции в высокотехнологичные производства предполагают долгую окупаемость, поэтому таким предприятиям необходима поддержка.

Действующая система закупок, по мнению экспертов, такую поддержку отечественным предприятиям не оказывает. Дмитрий Чагин напоминает, что с 1 января 2014 года в силу вступает федеральный закон о контрактной системе. По его словам, вызывает опасение отсутствие концепции проекта подзаконного акта, устанавливающего распределение групп товаров по видам закупок. Законом установлено, что заказчики используют конкурентные способы определения поставщиков. К конкурентным способам относятся конкурсы, аукционы, запрос котировок и предложений. По мнению Дмитрия Чагина, единственно возможной формой закупок лекарственных препаратов является аукцион. «По действующему законодательству поставщиком может быть организация оптовой торговли лекарственными средствами, а не производитель. Таким образом, при проведении конкурса заказчик получит аналогичные по качеству лекарства по наивысшей цене. Кроме того, российская фармацевтическая промышленность уступает гигантам «Большой фармы» по параметрам, которые могут быть предметом квалификации по конкурсу. Следовательно, бюджет в случае конкурса получит лекарства иностранного производителя по наивысшей стоимости», — поясняет господин Чагин. Он подчеркивает, что для закупки лекарственных препаратов применим исключительно ценовой критерий, так как остальные критерии были уже учтены при государственной регистрации лекарств.

Законодательные различия

Директор отдела налогового и юридического консультирования компании KPMG Нина Гулис отмечает, что западные компании достаточно часто принимают решения либо о создании совместного предприятия с российским партнером, либо о самостоятельном инвестировании в строительство завода или приобретение необходимого оборудования. При этом западные инвесторы тщательно выбирают регион для строительства завода, ориентируясь, в частности, на наличие инфраструктуры и возможность получения налоговых льгот. Кроме того, некоторых инвесторов интересуют возможности государственно-частного партнерства (ГЧП). Эту перспективную для многих проектов тему необходимо развивать и переводить в работающее правовое поле, говорит госпожа Гулис.

В настоящее время проект закона о ГЧП находится в Госдуме, готовится ко второму чтению и активно дорабатывается. Пока к нему остается много вопросов, говорит управляющий партнер юридической фирмы «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Специфики для медицинской отрасли закон не содержит, но объекты здравоохранения входят в перечень объектов, в отношении которых применим механизм ГЧП. «Построение эффективной экономической модели возможно за счет совмещении платных и бесплатных медицинских услуг. Так как граждане не обязаны платить за основной набор медицинских услуг, то может использоваться механизм, когда государство гарантирует инвестору, построившему объект, минимальный поток клиентов по ОМС и в дополнение позволяет оказывать платные услуги», — рассуждает господин Качкин.

Эксперт отмечает, что ключевым вопросом при разработке проекта закона сегодня является его встраивании в существующую правовую среду. Необходимо соотнести закон о ГЧП с уже действующими законами — о концессионных соглашениях и о закупках. «Пока нет критериев, по которым можно было бы разграничить эти законы. Это может привести к тому, что суды с высокой вероятностью могут изменять квалификацию соглашений о ГЧП», — говорит Денис Качкин.

«Если перед нами стоит задача привлечь инвестиции, то нужны либеральные модели. Для создания конкурентного рынка, в свою очередь, необходимы инвесторы, готовые предложить хорошие технические решения. Во многом такие модели и конкуренцию может обеспечить федеральный закон о ГЧП, если он будет предусматривать либеральное регулирование, гарантии для партнеров, четкое закрепление принципов конкурсных процедур», — говорит советник юридической фирмы Dentons Мария Кайдановская. Некоторые проблемы, по ее словам, решаются и сегодня, в отсутствии профильного закона, на основании общих норм действующего законодательства, но уровень риска таких проектов существенно выше, что тормозит привлечение инвестиций в отрасль.

Временно исполняющий обязанности генерального директора, директор по экономике и финансам клиники Medem Татьяна Соколова отмечает, что зачастую различия в законодательных базах России и европейских стран мешает сотрудничеству с зарубежными коллегами и партнерами. «Обмениваться технологиями просто, сложнее учесть эту разницу в законодательстве. В каждой стране свои нормы по оказанию медицинской помощи», — отмечает госпожа Соколова.

Партнер, руководитель отдела налоговых и юридических услуг компании Ernst & Young в Петербурге Дмитрий Бабинер отмечает, что абсолютно успешный за границей проект может быть неуспешен в России. «Типизация проектов затруднена из-за особого регулирования и особых требований к строительству и организации производства, и они могут отличаться от стандартных требований к проектам в ЕС», — поясняет господин Бабинер. По его словам, инвестор должен заранее учитывать особенности российского законодательства и быть готовым в случае необходимости вносить изменения в свою стандартную проектную документацию. Дмитрий Бабинер отмечает, что важной составляющей при реализации проектов является желание администрации региона участвовать в процессе. Эксперт заметил открытость администрации Калужской области, где за последнее время появилось много крупных инвесторов. Кроме того, положительный пример, по его словам, — Ленинградская область. Власти региона создали Агентство экономического развития, которое эффективно осуществляет сопровождение инвестиционных проектов в Ленобласти и оказывает помощь инвесторам в согласовании проекта с различными государственными органами.

Кристина Наумова

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ