Комментарии в СМИ

«Концессионеры в сфере ТКО смогут управлять ключевым проектным риском»

Денис Качкин, управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» считает, что последние поправки в законодательство об обращении с отходами на территории РФ дают возможность более эффективно управлять ключевым проектным риском – риском спроса на услуги оператора-концессионера. Свою позицию он обосновал в ходе обсуждения новаций Федерального закона «Об отходах производства и потребления», которое прошло в Москве в рамках второго дня работы Недели ГЧП, организованной Центром развития государственно-частного партнерства и ТПП РФ.

С начала 2011 года по март 2015 года в России был объявлен 31 конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Из них около двух третей были успешно проведены и завершились коммерческим закрытием, еще шесть конкурсов объявлены, но пока не завершены. Учитывая, что существенная часть (примерно половина) конкурсов была объявлена во второй половине 2013 и 2014 годах, динамика применения концессионных механизмов выглядит в целом позитивной, однако могла бы быть более интенсивной. На наш взгляд, внесенные в декабре 2014 года масштабные изменения в законодательство об обращении с отходами (458-ФЗ от 29.12.2014) способны не только количественно, но и качественно и улучшить эту ситуацию.

Запросы концедентов в сфере ТКО сегодня выглядят достаточно однородно: в подавляющем большинстве случаев требуется создание и последующая эксплуатация полигонов ТБО. Если проект предусматривает более сложную технологическую цепочку, конкурсной документацией предусматривается создание мусороперегрузочных станций и / или мусоросортировочных комплексов. Сегодняшний концессионер получает отходы на свободном рынке и осуществляет их захоронение на полигоне по тарифицируемой цене. Схема несложная, однако положение концессионеров, как правило, ущербное, баланс распределения прав и обязанностей скорее напоминает традиционную госзакупку, чем проект ГЧП. Управление рисками, как правило, присутствует в таких соглашениях в самом зачаточном виде. Ключевые проектные риски — тарифные и рыночные — переданы концессионеру, который в итоге оказывается заложником не только органов тарифного регулирования, но и операторов по сбору и транспортированию.

Ситуация кардинально изменится со следующего года. Прежде всего, появляется фигура регионального оператора – монополиста, который выполняет функции управления региональным комплексом управления отходами. Региональный оператор в силу своей менеджерской функции существенно изменяет всю геометрию отношений на региональном рынке обращения с отходами. Выбираемый субъектом РФ в порядке, установленном Правительством РФ, на срок не менее 10 лет, он замыкает на себе основные товарные потоки, получая отходы от собственников силами транспортников, которых он сам и привлекает на конкурсе, и отправляя отходы далее к местам обработки, утилизации, обезвреживания или захоронения. При этом регионом в территориальной схеме обращения с отходами заранее определяются основные направления движения потоков отходов — от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Какое влияние окажут внесенные изменения на действующих концессионеров и на концессионные отношения на этом рынке в целом? Представляется, что позитивное. Наличие региональных программ и территориальных схем обращения с отходами позволит прогнозировать деятельность концессионеров, управляющих объектами размещения отходов на длительный период, а присутствие регионального оператора предоставит концедентам дополнительный рычаг воздействия, исключающий возникновение случайных игроков на региональном рынке. Таким образом, управлять ключевым проектным риском – риском спроса на услуги оператора-концессионера станет намного легче. В частности, мы бы рекомендовали поделить его между сторонами концессионного соглашения следующим образом: по умолчанию и в рамках существующей на момент заключения концессионного соглашения территориальной схемы за спрос отвечает концессионер, однако в случае ее изменения в сторону, ухудшающую положение концессионера, концедент обязан будет компенсировать выпадающие доходы концессионера из региональной казны.

Внесенными изменениями специально предусмотрена возможность возмещения недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности по тарифам. Право на возмещение недополученных доходов возникает в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, отличных от долгосрочных параметров регулирования тарифов, согласованных уполномоченными органами в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях. Поскольку концессионное законодательство прямо предусматривает возможность установления в концессионном соглашении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера для объектов размещения ТКО, риски, связанные с тарифообразованием, возможно, следует минимизировать уже на стадии подготовки конкурса.

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ