Новое в регулировании

Концессии и соглашения о ГЧП/МЧП в отношении транспорта общего пользования

26 апреля 2022 года Советом Федерации одобрен законопроект №1222896-7, которым вносится ряд изменений в законодательство, регулирующее заключение и исполнение концессионных соглашений и соглашений о ГЧП/МЧП[1] в отношении транспорта общего пользования (далее – «Закон»)[2].

[1] Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство.

[2] Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ссылка на публикацию: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1222896-7.

Положительные изменения

Подробнее

Некоторые поправки упрощают исполнение концессий и соглашений о ГЧП/МЧП в отношении транспорта общего пользования (кроме метрополитена) и повышают интерес инвесторов и финансирующих организаций к таким проектам.

Проблема: при заключении концессионных соглашений и соглашений о ГЧП/МЧП в отношении транспорта общего пользования частная сторона берет на себя обязательство по эксплуатации объекта соглашения, т.е. по выполнению перевозок. Однако для того, чтобы фактически выполнять перевозки, требуется пройти дополнительную процедуру отбора перевозчика, предусмотренную законодательством об организации перевозок. С учетом положений такого законодательства, концессионер/частный партнер либо его оператор потенциально могут не получить право осуществления перевозок.

Решение: c целью устранения дублирования процедур в Законе предусматривается, что концессионное соглашение и соглашение о ГЧП/МЧП дают право осуществления перевозок. Не требуется прохождение дополнительных процедур, предусмотренных законодательством об организации перевозок.

Однако обратим внимание на некоторые нюансы поправки.

Во-первых, исходя из отдельных положений Закона, дублирование процедур будет исключено только в случае, если перевозку будет выполнять непосредственно концессионер или частный партнер. В частности, карта маршрута, подтверждающая право осуществления перевозок, может выдаваться только концессионеру, частному партнеру, сведения о которых, как о перевозчике, включены в реестр маршрутов регулярных перевозок. Соответственно, привлечение оператора приводит к необходимости прохождения дополнительных процедур для получения права выполнять перевозки.

Во-вторых, дублирование процедур устранено только для перевозок по регулируемым тарифам. Для перевозок по нерегулируемым тарифам сохранено дублирование, хотя в законопроекте, принятом в первом чтении Государственной Думой РФ, поправка распространялась и на такие перевозки.

В-третьих, заключение концессий и соглашений о ГЧП/МЧП будет давать право осуществления перевозок только в случае, если это предусмотрено документом планирования регулярных перевозок или региональным комплексным планом транспортного обслуживания населения. Неясно, что именно должно быть предусмотрено в указанных документах для того, чтобы не проводить повторную процедуру получения права осуществления перевозок. Достаточно ли, например, указания на маршрут, предусмотренный в таких соглашениях. Представляется, что потребуются разъяснения Минтранса России по этому вопросу.

Все указанные выше поправки были внесены после прохождения законопроектом первого чтения в Государственной Думе РФ.

В-четвертых, исключение дублирования введено в отношении перевозок с использованием трамваев, троллейбусов и электробусов. Перевозки обычными автобусами не попали под новое регулирование, однако после первого чтения в Государственной Думе РФ были добавлены электробусы.

Проблема: большинство концессионных соглашений в отношении транспорта общего пользования заключаются на муниципальном уровне. При этом такие проекты предполагают существенный объем инвестиций, возврат которых муниципалитетом сложно гарантировать. По отдельным муниципальным проектам тарифы на перевозки устанавливаются регионом.

Решение: в Законе предусмотрена возможность участия субъекта РФ в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения, соглашения о МЧП в ряде случаев. Это следующие случаи: если реализация такого соглашения осуществляется за счет межбюджетного трансферта или бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета региональному бюджету, или из регионального бюджета местному бюджету, либо если перевозка по соглашению будет осуществляться по тарифу, размер которого определяет субъект РФ. В этом случае субъект РФ может также являться самостоятельной стороной прямого соглашения. Права и обязанности региона будут определяться нормативным правовым актом такого субъекта РФ.

Такой субъект РФ будет вправе осуществлять контроль за исполнением соглашения, а порядок осуществления контроля будет установлен Правительством РФ.

Иные изменения

Подробнее

Отдельные положения Закона были внесены в него после прохождения законопроектом первого чтения в Государственной Думе РФ. Некоторые из таких положений представляются небесспорными.

  1. Исключен такой объект концессионного соглашения, как метрополитен.
  2. В качестве существенного условия концессионного соглашения, соглашения о ГЧП/МЧП в отношении транспорта общего пользования (кроме метрополитена) введены этапы исполнения условий соглашения с указанием результатов исполнения этих этапов. Срок исполнения указанных этапов не может превышать один год. В случае, если соглашением предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, срок исполнения указанных этапов в отношении регулярных перевозок пассажиров не может превышать один квартал. Требования к составу результатов выполнения этапов исполнения условий соглашения будут установлены Правительством РФ.
  3. Примерное концессионное соглашение в отношении транспорта общего пользования (кроме метрополитена), если таким концессионным соглашением предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, должно содержать требования к осуществлению данных регулярных перевозок, транспортным средствам, результатам выполнения каждого этапа исполнения условий концессионного соглашения, включая объем выполненных работ, порядок изменения маршрутов регулярных перевозок, изменения перечня маршрутов регулярных перевозок, штрафные санкции за несоблюдение установленных требований, случаи и порядок одностороннего расторжения концессионного соглашения.

Кроме того, в Закон о ГЧП[1] исключительно в отношении этих объектов ввели институт примерных соглашений. В примерном соглашении должны содержаться условия, указанные выше в отношении концессий. Такое примерное соглашение по Закону о ГЧП должно быть утверждено Правительством РФ.

  1. Также по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП/МЧП в отношении транспорта общего пользования (кроме метрополитена) в качестве концессионера и частного партнера не смогут выступать иностранные инвесторы, российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица, иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, иные иностранные инвесторы, за исключением случаев, определенных федеральным законом, решением Президента РФ. Действие этого ограничения не распространяется на государства, являющиеся членами Евразийского экономического союза.

Дополнительно отметим, что для регулируемых тарифов на перевозки по маршрутам регулярных перевозок, предусмотренных в соответствии с концессией или соглашением о ГЧП/МЧП, определены ограничения – такие тарифы не должны превышать максимальные тарифы, установленные для той же категории маршрутов на территории того же муниципального образования/субъекта РФ.

[1] Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Скачать PDF

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ