Комментарии в СМИ

Мария Скрябина, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП, предполагает, что механизм частной инициативы большее распространение получит в проектах, не требующих вовлечения бюджетного финансирования.

Чиновники и бизнес перераспределили полномочия по возведению инфраструктурных объектов в рамках ГЧП. Специалисты ожидают, что изменения позволят сократить сроки реализации инфраструктурных проектов.

Правительство России расширяет практику заключения концессионных соглашений и ждет от бизнеса инициатив по строительству инфраструктурных объектов, в том числе и за госсчет. Автор частной инициативы сможет получить заказ без конкурса, если на рынке не появится других желающих реализовать этот проект. Эксперты указывают, что новому механизму ГЧП под силу сократить сроки возведения объектов практически в два раза.

С 1 мая 2015 года вступает в силу механизм «частной инициативы», уже утверждена форма предложения и создан специальный раздел на сайте www.torgi.gov.ru.

Инвестор должен отправить заявку в орган власти. Там предложение рассматривают и принимают решение в течение 30 дней. При положительном ответе предложение публикуют на сайте и ищут иных потенциальных инвесторов. Если в 45-дневный срок таковых не появляется, то концессионное соглашение заключается с автором предложения. В противном случае власти объявят конкурс.

«По сути это легализация уже действующей практики взаимоотношений инвестора и государства», – комментирует новый механизм Игорь Коваль, директор Департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития. «На практике часто именно инвесторы выступают с инициативой реализации проекта в форме ГЧП и «помогают» в разработке документов и проведении процедур», – соглашается Елена Рыжкова, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп».

В то же время бюджет получит возможность сократить затраты. «Фактически за счет средств частного инвестора проводится разработка бизнес-плана, что экономит средства и рабочие ресурсы органов власти», – уверены специалисты Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Правительства Ленинградской области.

По расчетам Минэкономразвития, стандартная процедура заключения концессионного соглашения занимает порядка 12 месяцев. Заключение по частной инициативе с проведением конкурса составит 10 месяцев, а без конкурса – срок от 50 дней до 5 месяцев.

«Механизм способен сократить сроки документов, поскольку инвестор разрабатывает их сам, – рассуждает Елена Рыжкова. – А вот насколько быстро чиновники смогут «переварить» предложение – покажет практика».

Собственно, власти также высказывают опасения, что запланированных 30 дней может не хватить. «Это несопоставимо с реальными сроками действий по рассмотрению проекта, – говорят специалисты Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Правительства Ленинградской области. – Для внесения изменений в региональный бюджет и государственную программу, которые предусматривают финансирование мероприятия». Как следствие, «большее распространение механизм получит в проектах, не требующих вовлечения бюджетного финансирования», – рассуждает о последствиях Мария Скрябина.

Минэкономразвития заявляет, что знает о данной ситуации и рассматривает возможность продления срока рассмотрения инициативы для крупномасштабных проектов.

Возможность перехода в конкурсную процедуру дает простор для мошеннических схем. «Любая заявка третьего лица может сорвать процедуру бесконкурсного заключения с автором инициативы», – предупреждает Мария Скрябина, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и партнеры». И в этом случае инициатор предложения не получит никакой компенсации, в том числе за разработку предпроектной документации.

«Механизм частной инициативы не идеален, – соглашается Игорь Коваль. – Мы уже сейчас понимаем, что его применение на практике потребует в дальнейшем внесения изменений в действующее законодательство и подзаконные акты».

На сегодняшний день неясен механизм взаимодействия органов власти и частного инвестора. Законодатель предусмотрел лишь возможность подачи предложения. Вопрос требует урегулирования при внесении изменений в ФЗ «О концессионных соглашениях».

В Правительстве Ленобласти уверены, что механизм частной инициативы может найти применение при строительстве транспортных и социальных объектов. «Случится это, «если механизм будет прост, логичен и выгоден каждой из сторон», – уточняют чиновники.

Эксперты соглашаются, что количество проектов, реализованных по данной схеме, будет напрямую зависеть от готовности власти к использованию механизма частной инициативы. Речь идет о наличии нормативной среды, квалифицированных специалистов и политической воли.

«Механизм может повысить привлекательность ГЧП при строительстве и эксплуатации социальных объектов, – предполагает Елена Рыжкова. – В строительстве транспортной или энергетической инфраструктуры после выхода одного из инвесторов с «частной инициативой» сразу же появятся другие желающие, и процедура станет обычной конкурсной».

Светлана Лянгасова

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ