Комментарии в СМИ
«Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о ГЧП»
Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», комментирует принятие в первом чтении законопроекта «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».
В конце апреля, после продолжительных дебатов, Государственная Дума РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».
Событие следует отнести к категории тех, значение которых для отечественной экономики действительно сложно переоценить. Эксперты связывают большие надежды с внедрением этого необходимого инструмента, открывающего путь для частных инвестиций в инфраструктурную сферу.
Принятая редакция законопроекта представляет собой рамочную и либеральную модель правового регулирования, предполагающую значительную свободу субъектов федерации и муниципальных образований в вопросах ГЧП. Участники рынка восприняли ее с энтузиазмом. Однако проект имеет и многочисленных противников, прежде всего в лице антимонопольной службы (ФАС) и апологетов федеральной контрактной системы – нового аналога доживающей последний год системы госзакупок. По этой причине законопроект принят с многочисленными оговорками.
По мнению ФАС России, определенные положения законопроекта требуют доработки, поскольку их реализация может привести к ограничению конкуренции на товарных рынках, на которых будет использоваться государственное и муниципальное имущество. В частности, речь идет о том, что законопроект предусматривает отмену распределения государственного и муниципального имущества путем проведения аукционов, что приведет к устранению равных возможностей доступа к нему и ограничению конкуренции.
В Комитете Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления полагают, что в законопроекте недостаточно четко определены основные цели осуществления ГЧП и вопросы, касающиеся муниципального участия в процессе взаимодействия публичной сферы с частным сектором. Депутатов также смущает норма о переходе права собственности на предметы соглашения о ГЧП от одной стороны к другой. В качестве альтернативы предлагается передавать публичное имущество инвесторам на праве пользования.
Ко второму чтению разработчикам поручено внести ряд важных дополнений. Прежде всего, по требованию ФАС необходимо отразить разграничение законодательства о государственно-частном партнерстве и государственном (муниципальном) заказе, а также закрепить нормы, препятствующие переквалификации публичных закупок на соглашения о ГЧП.
Также критике подвергаются положения о возможном переходе права собственности на объект соглашения от публичного партнера к частному. Соответственно, к следующему чтению должно быть решено противоречие с процедурами передачи имущества, предусмотренными законодательством о приватизации и Земельным кодексом РФ.
Эксперты сходятся во мнении, что законопроект нуждается в дополнениях нормами о соразмерности частных и публичных финансовых вложений в проект ГЧП, которые закрепили бы обязательный минимальный объем частных инвестиций в объекты соглашений о ГЧП. В целях снижения пресловутого коррупциогенного фактора проект нужно усилить положениями о порядке отбора частного партнера, а именно – о принципах проведения торгов, об источнике размещения информации о торгах, о видах принимаемых при проведении торгов документов. В принятой редакции эти положения отсутствуют.
Разработчики законопроекта также взяли на себя обязательство уже к осенней сессии подготовить подзаконную нормативную базу, направленную на реализацию общих положений документа на практике.
«Принятие проекта в первом чтении свидетельствует о серьезности намерений власти по модернизации инфраструктуры и привлечению частных инвестиций. Мне посчастливилось принимать непосредственное участие в подготовке и обсуждении этого документа. С самого начала и, в особенности, на последних этапах его прохождения мы встречали сопротивление, зачастую граничащее с непониманием и тотальным отрицанием ГЧП в принципе. Выход на второе чтение – это само по себе уже большое достижение. С другой стороны, нам всем предстоит еще многое сделать, чтобы проект стал законом», – считает Денис Качкин, управляющий партнер компании «Качкин и партнеры», член экспертного совета Центра развития ГЧП, участник рабочей группы по подготовке федерального закона о ГЧП при Министерстве экономического развития РФ.
Свои поправки предложит ко второму чтению Комитет Госдумы по вопросам собственности. По словам его главы, доработать планируется положения, касающиеся прозрачности конкурсов и распределения рисков. Все возможные формы нарушений и манипулирования в ходе конкурсов будут исключены, обещают депутаты.
С учетом внесения и согласования необходимых корректировок, рассмотрения законопроекта Государственной Думой РФ во втором чтении можно ожидать в осеннюю сессию.
Варвара Гарина
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF