На этом сайте используется Яндекс Метрика для анализа данных, связанных с использованием сайта.
Подробнее смотрите в Политике конфиденциальности.
Комментарии в СМИ
«Торопиться не надо»
Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», приводит несколько важных новелл для строительной отрасли, появившихся с принятием федерального закона о ГЧП.
До 1 июля Петербург должен привести региональный закон о государственно-частном партнерстве в соответствие с новым федеральным ФЗ-224. Городские власти полны решимости успеть в срок. Однако эксперты считают, что торопиться не надо. По их мнению, с вступлением в силу федерального закона о ГЧП необходимость в региональном документе отпадет. Кто прав и как отразятся изменения законодательства на городской строительной сфере?
Петербург – лидер ГЧП
Петербург не имеет себе равных в сфере создания инфраструктурных и социально значимых объектов на принципах государственно-частного партнерства. В их числе первый ГЧП-проект в авиационной отрасли страны – аэропорт «Пулково». Не затратив ни копейки бюджетных средств, город получил современный воздушный порт, обеспечивающий обслуживание пассажиров на уровне С (по классификации IATA). Крупнейшей во всем мире ГЧП-сделкой в сфере дорожного строительства стал проект создания и эксплуатации петербургского Западного скоростного диаметра, подключившего транспортный узел Петербурга, включая Большой порт, к сети автомобильных дорог страны. Идет реализация первого на территории РФ медицинского объекта на основе государственно-частного партнерства – строительство и эксплуатация лечебно-реабилитационного корпуса СПб ГБУЗ «Городская больница № 40 Курортного района» на 480 мест. Общий объем инвестиций в ГЧП-проекты, которые сейчас реализуются в Петербурге, оценивается в 285 млрд рублей.
Федеральный vs региональный
«Столь успешное выполнение ГЧП-проектов в регионе было бы невозможно без соответствующей нормативной базы – закона «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», принятого в 2006 году, – говорит депутат городского Заксобрания Виталий Милонов. – И сейчас, после вступления в силу федерального закона о ГЧП, мы в обязательном порядке должны привести в соответствие с ним региональную норму. Петербургу она по-прежнему необходима: федеральный закон наделяет правами, а механизмы его реализации должны быть прописаны в городском».
В оценке качества городского закона с Виталием Милоновым согласен управляющий партнер юридической компании «Качкин и Партнеры» Денис Качкин. По его словам, региональный закон о ГЧП в течение почти 10 лет позволял успешно решать те задачи, которые стояли перед Петербургом в части привлечения инвестиций в городскую инфраструктуру.
«Это в целом хороший и сбалансированный закон, абсолютно рабочий инструмент, который регулярно корректировался и совершенствовался, – считает Денис Качкин. – Говорить о каких-либо существенных его недостатках сложно, поскольку по большому счету они отсутствуют».
Тем не менее, уверен эксперт, больше эта норма городу не нужна: необходимость в региональных законах о ГЧП отпала сама собой после принятия федерального закона, который вступил в силу 1 января нынешнего года и полностью урегулировал эту сферу.
«Отдельные настройки на уровне региона необходимы, но они могут быть без проблем реализованы на подзаконном уровне, то есть путем принятия актов правительства и губернатора Петербурга, – говорит Денис Качкин. – Город рассматривает возможность корректировки закона, и такая позиция тоже имеет право на существование. По аналогичному пути совершенно точно пойдут многие регионы, хотя смысл в этом, повторюсь, отсутствует. Более того, это создаст дополнительные сложности с необходимостью регулярного изменения регионального закона следом за изменением федерального. Правовая среда ГЧП постоянно совершенствуется, вот и новый федеральный закон был изменен в прошлом году, не успев вступить в силу».
Федеральный закон о ГЧП имеет ряд существенных отличий от прежней петербургской нормы. Главные из них в том, что, согласно ФЗ-224, в ГЧП-партнерствах не могут участвовать ни государственные компании, ни иностранные фирмы (тогда как в ряде ГЧП-проектов в Петербурге задействованы и те, и другие), а также физические лица и индивидуальные предприниматели. В региональном законе подобных ограничений не было, и в сравнении с федеральным законом эксперты считают его менее жестким.
Кроме того, 224-ФЗ предусматривает новую процедуру оценки проектов – это оценка сравнительного преимущества и эффективности, которая ранее отсутствовала не только в региональном законе, но и в отечественном законодательстве в целом. Выполнять такую оценку может как регион, так и Минэкономразвития, срок – до полугода.
Интересно, что в соответствии с ФЗ объектом соглашения о ГЧП могут быть исключительно объекты, которые будут являться объектами недвижимости.
На переправе закон не меняют
«На уже реализующихся в городе проектах ГЧП изменения не отразятся, поскольку договоры были подписаны до 1 января 2016 года, то есть до принятия ФЗ-224, – пояснили в городском Комитете по инвестициям. – Основанием для заключения контрактов служила действующая региональная норма, а закон обратной силы не имеет. Новые проекты, безусловно, будут разрабатываться в соответствии с новыми требованиями».
Принятие федерального закона не стало неожиданностью для чиновников Смольного. Поэтому новые ГЧП-проекты заранее были структурированы так, чтобы минимизировать риски изменения законодательства, либо использовалась форма ГЧП-концессии, которая регулируется иным ФЗ. Таким образом, несмотря на то, что сами проекты комплексные и трудоемкие, проблем с изменившимся законодательством возникнуть не должно.
По мнению Дениса Качкина, сложности на первом этапе работы по новому закону, безусловно, будут, но это нормальный процесс. Вместе с тем эксперт не видит и каких-либо предпосылок ждать серьезных изменений в строительной сфере.
«В целом я бы все-таки отметил несколько важных новелл для строителей, появившихся с принятием федерального закона о ГЧП, – говорит Денис Качкин. – Прежде всего это возможность на совершенно законных основаниях не только выходить с инициативой проектов создания объектов инфраструктуры, но и требовать от правительства весьма оперативного рассмотрения подобных инициатив и принятия решений по ним. Процедура кулуарных переговоров на доконкурсной стадии, которые раньше как бы существовали «вне закона», теперь формализованы и открывают широкие возможности для частной инициативы».
Также важно, что новый федеральный закон легализовал практику заключения контрактов жизненного цикла по модели «проектирование – строительство – техническое обслуживание» без необходимости обязательной целевой эксплуатации. И в этом – большой плюс для строительной отрасли.
«Строителям известен опыт создания садиков и школ в Славянке, реализованных по региональному закону. Эти проекты было непросто структурировать из-за развивавшегося противоречия между региональной и федеральной нормативной базой, что создавало многочисленные правовые риски, – напоминает Денис Качкин. – Однако теперь подобные проекты получили федеральное признание и могут быть успешно мультиплицированы».
Оксана Ермошина
Материал опубликован в газете «Кто строит в Петербурге» № 06 (328) от 22.02.2016
Денис Качкин
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF