Комментарии в СМИ
«Магистраль от ЗСД до КАД»
Старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Ирина Митина подчеркивает, что финансовая модель проекта строительства магистрали от южного участка Западного Скоростного Диаметра до Кольцевой Автомобильной Дороги должна быть разработана таким образом, чтобы проект был выгоден инвестору, но одновременно не привел к чрезмерной денежной нагрузке на город.
Власти Петербурга в очередной раз возвращаются к проекту строительства вылетной магистрали в створе Фаянсовой и Зольной улиц, которая соединит южный участок ЗСД и восточное полукольцо КАД в районе Заневки. В 2017 году будет подготовлен проект планировки территории для трассы. Один только этот этап оценивается в 63 млн бюджетных средств. Прогнозируемый размер инвестиций в проект – около 118 млрд рублей.
Строительство дороги было отложено несколько лет назад. Теперь проект так называемого Восточного скоростного радиуса снова рассматривают. По планам Смольного, магистраль будет начинаться от съезда с ЗСД в районе Благодатной улицы и вести на правый берег Невы. В рамках проекта в створе Зольной и Фаянсовой улиц предусмотрено строительство моста. Ориентировочная протяженность трассы составит 18,5 км. Прогнозируемая интенсивность движения – 60 тысяч машин в сутки. Как подчеркнул глава Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин, строить трассу планируется за счет инвесторов, так как городскому бюджету в одиночку проект не потянуть. «Мы хотим использовать ту же схему, как и при возведении ЗСД. А проезд по новой магистрали, соответственно, сделать платным, что окупит затраты потенциальных инвесторов», – добавил г‑н Харлашкин. Среди потенциальных инвесторов – венгерские, китайские, немецкие, итальянские и швейцарские компании. Есть вероятность, что вылетная магистраль «унаследует» инвесторов ЗСД – концерн «Магистраль северной столицы», отмечают эксперты. Старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Ирина Митина считает, что в данном случае необходимо разработать финансовую модель таким образом, чтобы проект был выгоден инвестору, но одновременно не привел к чрезмерной денежной нагрузке на город. «Строительство Фаянсово‑Зональной магистрали связано с высокой интенсивностью движения на переправах через Неву. При этом проект предполагается сделать на возмездной основе. Соответственно, если количество потребителей после открытия платной дороги не снизится, проект будет экономически привлекателен для инвестора. Вместе с тем, как показал опыт ЗСД, большинство российских потребителей пока не готовы платить деньги за быстрое движение по качественной трассе. Вероятно, проект будет включать гарантию минимального дохода инвестора: в случае если платежи от потребителей будут менее установленного в соглашении размера, разницу частному партнеру доплатит бюджет»,– отметила Ирина Митина.
На сегодня готово градостроительное обоснование для строительства трассы – его подготовило АО «ЗСД». Подрядчиком стал институт «Стройпроект». На создание обоснования потрачено было 15 млн рублей.
Председатель Санкт-Петербургского отделения Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов отметил в своем комментарии к проекту, что новая магистраль крайне необходима городу. «Магистраль позволит разгрузить ближайшие переправы через Неву. То есть мосты – Александра Невского и Володарский, и это станет облегчением для тех, кто проживает в близлежащих жилых массивах. Кроме того, очевидно, что часть трафика загруженной сейчас КАД возьмет на себя новая трасса – за счет тех, кто готов ехать быстрее, пусть и за деньги»,– отметил г‑н Холодов.
Эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника» Илья Резников, напротив, сомневается в целесообразности строительства трассы. «Есть многие более значимые для города проекты транспортной инфраструктуры. По старым генплановским наработкам есть еще одна магистраль, строительство которой необходимо. Это трасса от проспекта Энергетиков до улицы Салова через Союзный проспект и Коллонтай»,– заметил г‑н Резников. По его мнению, слабое место проекта Фаянсово‑Зольной магистрали – высоководный мост, который по предварительному плану построят рядом с железнодорожным мостом. Это может вызвать возражения градозащитников, предполагает эксперт. «По проекту пока больше вопросов, чем ответов»,– резюмирует он.
Справка
Еще в 2011–2012 годах размер инвестиций в строительство вылетной магистрали в створе Фаянсовой и Зольной улиц оценивался в 70 млрд рублей. В конце 2012 года Комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил конкурс на подготовку проектно-сметной документации первой очереди трассы за 420 млн рублей. Позже комитет отказался от размещения заказа. Летом 2015 года проект оценивали в 150 млрд рублей, но в этом году переоценили – стоимость снизилась до 116–118 млрд рублей.
Вера Лаговская
Материал опубликован в газете «Кто строит в Петербурге» № 32 (402) от 22.08.2016
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF