Комментарии в СМИ
«Встраивание объектов культуры в общую инфраструктуру позволит заработать механизму государственно-частного партнёрства в полном объеме»
СМИ цитирует выступление управляющего партнера «Качкин и Партнеры» Дениса Качкина в рамках круглого стола «Закон о государственно-частном партнерстве: проблемы и перспективы применения» в Ульяновске.
Круглый стол «Закон о государственно-частном партнерстве: проблемы и перспективы применения» прошло 12 сентября в Ульяновске. Заседание состоялось в рамках профессиональной сессии деловой программы V Международного культурного форума в Ленинском мемориале.
Федеральный закон, регламентирующий принцип финансирования, вступит в силу 1 января 2016 год. Его разработка началась в 2011 году, а после принятия в первом чтении аналогичные документы стали появляться в регионах. Ранее государством и частными инвесторами могли реализоваться лишь отдельные принципы ГЧП, концессиональные соглашения. Данная тема была затронута на Международном культурном форуме в 2014 году.
Значение нового закона заключается в проявлении высшей политической воли, отметил модератор круглого стола, управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Денис Качкин. «Государственно-частное партнёрство – это договор, контракт, который является взаимно обязывающим. Если по каким-то причинам государство, хотя оно зачастую более сильный игрок, не исполняет обязательства по контракту, оно обязано будет в этой ситуации компенсировать все убытки, которые несёт бизнес». По словам Качкина, уже есть положительные примеры ответственности государства перед бизнесом в случае невыполнения своих обязательств.
Первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Александр Смекалин подчеркнул, что ключевой принцип любого проекта ГЧП – партнерство. «К сожалению, зачастую многие чиновники рассчитывают, что ГЧП – это когда государство делает одолжение бизнесу, и он должен быть счастлив, если его допускают до взаимодействия с государством, новым рынкам или объектам, и он должен делать все бесплатно. Многие представители государства считают, что ГЧП – это благотворительность. Любая вложенная копейка со стороны бизнеса должна получать отдачу, возможность зарабатывать. А срок окупаемости проектов бизнеса – не один и не три года, больше, чем бюджетный цикл».
В марте 2015 года Ульяновская область заняла 12 место по развитию государственно-частного партнёрства. Это достижение стало возможным в том числе благодаря работе Центра государственно-частного партнерства Корпорации развития региона. Он был создан для наращивания компетенций публичного партнёра в сфере ГЧП. Как отметил руководитель центра Игорь Шлычкин, новый закон побуждает включению культурных учреждений в общую систему, и очень ярко это сказывается на объектах культуры. «Раньше они рассматривались как некие самостоятельные острова, которые, безусловно, получат какую-то часть финансирования и будут худо-бедно существовать. Тот механизм, который законодатели вводят в действие, заставляет задуматься чиновников о принципиально другом отношении к объектам культуры, – рассказывает Шлычкин. – Теперь при обсуждении строительства объекта культуры очень серьезно рассматривается вопрос транспортной инфраструктуры, энергетической, жилищно-коммунальной, проходимости объектов, трафика. Такой подход, уходящий своими корнями в глубинную систему существования объекта, основан на встраивании объектов культуры в общую инфраструктуру и позволит заработать механизму ГЧП в полном объеме». По мнению Шлычкина, принятие данного закона законодателями означает, что в дальнейшем этот принцип станет ключевым для финансирования объектов культуры.
После принятия закона возникает ряд трудностей в его реализации. Советник министра культуры Российской Федерации Виктор Урсов обозначил две проблемы. Под объектом соглашения о ГЧП понимаются учреждения, но в сфере культуры существуют не только учреждения, но и проекты – спектакли, выставки и другое. Вторая проблема – при реализации принципа ГЧП объекты из хозяйственного ведения нужно передавать в казну, не все руководители учреждений согласны на это. Для контрольно-счётных органов необходимо создать методики, которые будут регламентировать как внутренний, так и внешний контроль за исполнением соглашений.
На круглом столе уже реализованные ГЧП-идеи представила сторона инвесторов. Юрист группы компаний ASG Глафира Гаврилова рассказала о проекте восстановления усадьб в Татарстане. Компания взялась за восстановление 26 объектов в исторической части Казани. Сейчас реализован первый этап, восстановлена конструктивная и фасадная части, сейчас ведутся работы по подготовке интерьеров.
Главная проблема при привлечении бизнеса к объектам культуры – отсутствие качественных проектов и перспектив реализации проектов. По мнению начальника отдела развития ГЧП Агентства инвестиционного развития Татарстана Сергея Головина, необходимо наполнить инвестиционный фонд, за счёт средств которого разработать проекты и проектно-сметную документацию, «упаковать» и предоставить инвестору.
Управляющий партнер юридической компании «Т.М.-Сервис», консультант группы компаний «Прогрессор» Юлия Крузе подчёркивает, что для реализации проектов в сфере культуры требуется найти новый смысл в том объекте, который собираются восстановить. «Объекты культуры мы строим, в первую очередь, не для туристов, а для самих себя. И в связи с этим потребность в парках, скверах, публичных пространствах связана с концепцией «третьего места», где мы имеем не только дом и работу, а есть еще некая третья часть, где мы чувствуем себя тем, что мы есть на самом деле. Она нужна не только туристами, которые приезжают в другой регион, но и жителям», – добавила Крузе. После круглого стола, посвящённого закону, в Ленинском мемориале достоялся воркшоп на тему государственно- и муниципально-частного партнёрства. Здесь были рассмотрены три ульяновских проекта, которые планируется реализовать с помощью данного принципа – реконструкция Ленинского мемориала, обновление парков и скверов Ульяновска, и привлечение посетителей в старинную усадьбу Екатерины Перси-Френч в Тереньгульском районе.

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF