Комментарии в СМИ

«Можем попросить: Смольный готов занять 200 млрд на инфраструктуру»

Старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнеры» Лусине Арутюнян разъясняет, как используются кредиты при применении модели ГЧП.

На фоне серьёзных инфраструктурных амбиций Смольного, где без сторонних средств не обойтись, возникает вопрос, каков лимит заимствований. Эксперты говорят: занимать можно ещё много. Но придётся возвращать.

Самая горячо обсуждаемая тема последних лет — недостаточный темп возведения новых станций метрополитена, на фоне чего Смольный создал вместе с ВТБ нового подрядчика, ООО «Метрострой Северной столицы». Даже если компания удачно сольётся с нынешним строителем подземки, ОАО «Метрострой», средств в бюджете на увеличение объёмов стройки нет. Лишь 15–18 млрд рублей в год, а нужно, по планам городских властей, порядка 30 млрд. Казалось бы, сам ВТБ и мог бы прокредитовать работы, но, по данным «ДП», Смольному больше нравится кредит от Федерации.

Просите, и дано будет вам

Как ранее заявлял Смольный, деньги на строительство метро, ШМСД, магистрали М–32 в Приморском районе, второго этапа реконструкции Зеленогорского шоссе, на развитие улично–дорожной сети Кронштадта, обновление инфраструктуры ГУП «Горэлектротранс» Петербург попробует получить в качестве инфраструктурных кредитов (под 3% на 15 лет) от Федерации, для чего подал заявку в Минтранс. Как сообщили «ДП» в Комфине, её размер составил 208,4 млрд рублей. Важно отметить, что транш, если его предоставят, не будет учитываться федералами в оценке долговой нагрузки бюджета города: таковы условия финансирования на инфраструктуру.

Также власти говорили, что в течение 10 лет планируют закупить 950 вагонов у петербургских производителей, направив на эти цели 129 млрд рублей с привлечением средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Такое поручение после письма председателя совета директоров АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Андрея Бокарева дал президент РФ. В этой комбинации может появиться лизинговая компания.

Интерес к общественному транспорту проявляет и ЕАБР.

«Обсуждаем проекты по электротранспорту в крупных городах, в частности модернизацию подвижного состава метро, которая планируется в Петербурге. Денег ФНБ будет недостаточно, потребуется дополнительное финансирование, мы готовы участвовать. Интересна и городская инфраструктура, связанная с водоснабжением и в целом с качеством жизни», — заявили «ДП» в банке.

Можем и больше

«В последние полтора десятка лет привлечение “длинных” кредитов банков в принципе не рассматривалось по ряду причин (зависимость от одного кредитора, неготовность предоставлять обеспечение, ограничения Минфина РФ по ставке кредитов в размере ключевая ставка + 1%)», — отметили в пресс–службе Комфина.

Пока на рынке есть устойчивый спрос на муниципальные облигации. «В силу своих высоких рейтингов и уровня листинга они очень востребованы со стороны институциональных инвесторов: страховых компаний, пенсионных фондов, банковских портфелей», — рассуждает Дмитрий Космодемьянский, управляющий активами УК «Открытие». У Петербурга на сегодня долг по облигациям составляет порядка 88 млрд.

На текущий момент Комфин планирует предельный размер долга города в 155 млрд рублей, или 24% от доходной части бюджета (составляет 651 млрд рублей), собираясь снизить её к 2023 году до 9%, или 70 млрд.

Однако законодательные лимиты на заимствования гораздо выше, отмечает адвокат, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнеры» Лусине Арутюнян. «В частности, в соответствии с региональным законом о бюджетном процессе госдолг Петербурга не должен превышать 70% доходов бюджета без учёта безвозмездных поступлений», — отмечает она. Эта планка была поднята в конце прошлого года — раньше лимит составлял 50%.

«Финансовая устойчивость города оценивается как высокая, долговая нагрузка находится на уровне около 14% к налоговым и неналоговым доходам, — поясняет Гульназ Галиева, старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам “Эксперт РА”. — Расходы по обслуживанию долга не оказывают давления на бюджет». У Петербурга высокий кредитный рейтинг (по версии АКРА, он установлен по шкале AAA (RU).

Можно и не в кредит

Арутюнян полагает, что кредиты не противопоставляются модели ГЧП, они даже могут совмещаться. Например, если для предоставления выплат по концессиям Петербург будет привлекать кредит.

Модель ГЧП, в которой предусматриваются платежи от города, не предполагает, что он будет одномоментно нести большой объём затрат. Лизинговая схема также позволяет распределить платежи на длительный срок.

Доля лизинга в госзакупках пока невелика: порядка 250 млрд рублей, или 0,8% от общего объёма размещённых контрактов и договоров в разрезе субъектов РФ за 2020 год. «Рост интереса госзаказчиков к лизингу есть, если посмотреть статистику по Петербургу и Ленобласти, то на начало минувшей недели объём превзошёл данные прошлого года, — говорит Максим Калинкин, генеральный директор группы “Газпромбанк Лизинг”. — Сумма договоров и контрактов за незавершённое полугодие составляет 46 млрд рублей, что в 1,5 раза больше всего 2020 года».

По словам эксперта, чаще всего город закупает медтехнику, спецтехнику, городской транспорт, коммунальную технику.

Можно и 146%

«Вопрос всех кредитов в том, что это всё равно кредиты. И выбирать проекты надо не по принципу “это давно надо было”, а по принципу окупаемости инвестиций. У нас же очень плохо умеют просчитывать последствия. Размер заимствований поменять легко: достаточно внести изменения в Бюджетный кодекс, все подзаконные акты, и размер заимствования можно хоть 146% установить. Если кому–то будет очень надо, его изменят», — прокомментировал «ДП» источник в Смольном.

Тем не менее при росте долговой нагрузки города платить за траты придётся его жителям. Взносы горожан налогами на доходы в бюджет показывают устойчивый рост, с 44% в 2019–м до 46% в 2021–м при снижении доли бизнеса в виде налога на прибыль с 29 до 24%.

На обслуживание нынешних 88 млрд госдолга в бюджете текущего года заложено 8,7 млрд рублей. Если город доведёт долг до 70% от доходной части, что в текущих цифрах составляет порядка 420 млрд, то ежегодные процентные расходы на его обслуживание при ключевой ставке 5,5% годовых могут составить 23 млрд рублей (без учёта денег на погашение самого долга).

В петербургские проекты с начала своей деятельности мы проинвестировали порядка $620 млн. Рассчитываем, что в ближайшие 2–3 года сможем помочь городу дополнительным финансированием в размере $240–250 млн. Петербург — лидер среди регионов по ГЧП, и это тот формат, который нам удобен для реализации крупных проектов. В нём мы и сейчас работаем, и дальше планируем. Так как он требует долгосрочного финансирования, нам интересна инфраструктура: транспортная, общественный транспорт. В проекте ШМСД готовы участвовать в роли младшего кредитора: мы финансируем младший долг, помогая проекту снять процентную нагрузку на инвестиционной стадии. Старшие коммерческие банки выходят на старший долг, выдают деньги и сразу же начинают получать доход. Наш формат долга заключается в отложенном получении дохода: на наши деньги строится магистраль, а когда проект входит в операционную стадию, мы начинаем получать свой доход. Коммерческие банки так не делают. Пытаемся договориться с городом: чем раньше они нас подключают к проектированию, структурированию сделки, тем больше у нас возможностей предоставить более широкий набор инструментов: грантовое финансирование предпроектной деятельности, субсидирование процентной ставки. Петербургу это позволит быстрее запускать подобные проекты. Нагрузка на бюджет откладывается вправо, и проект уже запущен. Хотели бы активнее работать с городом в этом направлении по будущим объектам — говорит Денис Ильин, заместитель председателя правления ЕАБР.

Для реализации каждого конкретного проекта, исходя из его специфики, подбирается наиболее релевантный именно для него инструмент. В одном случае это могут быть лизинговые схемы, в другом — заёмные средства, в третьем — ГЧП. Но фактически для любого города наиболее желаемый вариант реализации проектов — за счёт привлечения внебюджетных инвестиций. Сделать это можно именно через механизм ГЧП, в рамках которого бизнес и общество, которое представляет власть, формируют некий «справедливый контракт» в интересах граждан для реализации проекта, который ни одна из сторон самостоятельно реализовать не может. Важно, чтобы это был проект государственно–частного партнёрства, а не ГГП — государственно–государственного партнёрства, когда, по сути, деньги из города перекачиваются, например, в государственный банк. Есть важный нюанс. Когда это ГЧП, то инвестор думает о снижении капитальных и операционных затрат в рамках жизни проекта, что снижает стоимость услуги для конечных пользователей, и таким образом бенефициарами проекта становятся регион и его граждане. В случае же с ГГП бенефициаром проекта является выбранный в условиях ограниченной конкуренции подрядчик, капитальные и операционные затраты проекта выше, а их стоимость впоследствии будут компенсировать пользователи создаваемой инфраструктуры или услуги — Феликс Блинов, гендиректор инвестиционной группы «РВМ Капитал».

Евгений Петров, Дарья Кильцова

Материал опубликован на сайте «Деловой Петербург» dp.ru Деловые новости 28.06.2021

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD
Лусине Арутюнян

Адвокат
Руководитель направления проектов в социальной сфере практики по инфраструктуре и ГЧП

Cкачать VCARD
Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD
Лусине Арутюнян

Адвокат
Руководитель направления проектов в социальной сфере практики по инфраструктуре и ГЧП

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ