Комментарии в СМИ

«Можем попросить: Смольный готов занять 200 млрд на инфраструктуру»

Старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнеры» Лусине Арутюнян разъясняет, как используются кредиты при применении модели ГЧП.

На фоне серьёзных инфраструктурных амбиций Смольного, где без сторонних средств не обойтись, возникает вопрос, каков лимит заимствований. Эксперты говорят: занимать можно ещё много. Но придётся возвращать.

Самая горячо обсуждаемая тема последних лет — недостаточный темп возведения новых станций метрополитена, на фоне чего Смольный создал вместе с ВТБ нового подрядчика, ООО «Метрострой Северной столицы». Даже если компания удачно сольётся с нынешним строителем подземки, ОАО «Метрострой», средств в бюджете на увеличение объёмов стройки нет. Лишь 15–18 млрд рублей в год, а нужно, по планам городских властей, порядка 30 млрд. Казалось бы, сам ВТБ и мог бы прокредитовать работы, но, по данным «ДП», Смольному больше нравится кредит от Федерации.

Просите, и дано будет вам

Как ранее заявлял Смольный, деньги на строительство метро, ШМСД, магистрали М–32 в Приморском районе, второго этапа реконструкции Зеленогорского шоссе, на развитие улично–дорожной сети Кронштадта, обновление инфраструктуры ГУП «Горэлектротранс» Петербург попробует получить в качестве инфраструктурных кредитов (под 3% на 15 лет) от Федерации, для чего подал заявку в Минтранс. Как сообщили «ДП» в Комфине, её размер составил 208,4 млрд рублей. Важно отметить, что транш, если его предоставят, не будет учитываться федералами в оценке долговой нагрузки бюджета города: таковы условия финансирования на инфраструктуру.

Также власти говорили, что в течение 10 лет планируют закупить 950 вагонов у петербургских производителей, направив на эти цели 129 млрд рублей с привлечением средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Такое поручение после письма председателя совета директоров АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Андрея Бокарева дал президент РФ. В этой комбинации может появиться лизинговая компания.

Интерес к общественному транспорту проявляет и ЕАБР.

«Обсуждаем проекты по электротранспорту в крупных городах, в частности модернизацию подвижного состава метро, которая планируется в Петербурге. Денег ФНБ будет недостаточно, потребуется дополнительное финансирование, мы готовы участвовать. Интересна и городская инфраструктура, связанная с водоснабжением и в целом с качеством жизни», — заявили «ДП» в банке.

Можем и больше

«В последние полтора десятка лет привлечение “длинных” кредитов банков в принципе не рассматривалось по ряду причин (зависимость от одного кредитора, неготовность предоставлять обеспечение, ограничения Минфина РФ по ставке кредитов в размере ключевая ставка + 1%)», — отметили в пресс–службе Комфина.

Пока на рынке есть устойчивый спрос на муниципальные облигации. «В силу своих высоких рейтингов и уровня листинга они очень востребованы со стороны институциональных инвесторов: страховых компаний, пенсионных фондов, банковских портфелей», — рассуждает Дмитрий Космодемьянский, управляющий активами УК «Открытие». У Петербурга на сегодня долг по облигациям составляет порядка 88 млрд.

На текущий момент Комфин планирует предельный размер долга города в 155 млрд рублей, или 24% от доходной части бюджета (составляет 651 млрд рублей), собираясь снизить её к 2023 году до 9%, или 70 млрд.

Однако законодательные лимиты на заимствования гораздо выше, отмечает адвокат, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнеры» Лусине Арутюнян. «В частности, в соответствии с региональным законом о бюджетном процессе госдолг Петербурга не должен превышать 70% доходов бюджета без учёта безвозмездных поступлений», — отмечает она. Эта планка была поднята в конце прошлого года — раньше лимит составлял 50%.

«Финансовая устойчивость города оценивается как высокая, долговая нагрузка находится на уровне около 14% к налоговым и неналоговым доходам, — поясняет Гульназ Галиева, старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам “Эксперт РА”. — Расходы по обслуживанию долга не оказывают давления на бюджет». У Петербурга высокий кредитный рейтинг (по версии АКРА, он установлен по шкале AAA (RU).

Можно и не в кредит

Арутюнян полагает, что кредиты не противопоставляются модели ГЧП, они даже могут совмещаться. Например, если для предоставления выплат по концессиям Петербург будет привлекать кредит.

Модель ГЧП, в которой предусматриваются платежи от города, не предполагает, что он будет одномоментно нести большой объём затрат. Лизинговая схема также позволяет распределить платежи на длительный срок.

Доля лизинга в госзакупках пока невелика: порядка 250 млрд рублей, или 0,8% от общего объёма размещённых контрактов и договоров в разрезе субъектов РФ за 2020 год. «Рост интереса госзаказчиков к лизингу есть, если посмотреть статистику по Петербургу и Ленобласти, то на начало минувшей недели объём превзошёл данные прошлого года, — говорит Максим Калинкин, генеральный директор группы “Газпромбанк Лизинг”. — Сумма договоров и контрактов за незавершённое полугодие составляет 46 млрд рублей, что в 1,5 раза больше всего 2020 года».

По словам эксперта, чаще всего город закупает медтехнику, спецтехнику, городской транспорт, коммунальную технику.

Можно и 146%

«Вопрос всех кредитов в том, что это всё равно кредиты. И выбирать проекты надо не по принципу “это давно надо было”, а по принципу окупаемости инвестиций. У нас же очень плохо умеют просчитывать последствия. Размер заимствований поменять легко: достаточно внести изменения в Бюджетный кодекс, все подзаконные акты, и размер заимствования можно хоть 146% установить. Если кому–то будет очень надо, его изменят», — прокомментировал «ДП» источник в Смольном.

Тем не менее при росте долговой нагрузки города платить за траты придётся его жителям. Взносы горожан налогами на доходы в бюджет показывают устойчивый рост, с 44% в 2019–м до 46% в 2021–м при снижении доли бизнеса в виде налога на прибыль с 29 до 24%.

На обслуживание нынешних 88 млрд госдолга в бюджете текущего года заложено 8,7 млрд рублей. Если город доведёт долг до 70% от доходной части, что в текущих цифрах составляет порядка 420 млрд, то ежегодные процентные расходы на его обслуживание при ключевой ставке 5,5% годовых могут составить 23 млрд рублей (без учёта денег на погашение самого долга).

В петербургские проекты с начала своей деятельности мы проинвестировали порядка $620 млн. Рассчитываем, что в ближайшие 2–3 года сможем помочь городу дополнительным финансированием в размере $240–250 млн. Петербург — лидер среди регионов по ГЧП, и это тот формат, который нам удобен для реализации крупных проектов. В нём мы и сейчас работаем, и дальше планируем. Так как он требует долгосрочного финансирования, нам интересна инфраструктура: транспортная, общественный транспорт. В проекте ШМСД готовы участвовать в роли младшего кредитора: мы финансируем младший долг, помогая проекту снять процентную нагрузку на инвестиционной стадии. Старшие коммерческие банки выходят на старший долг, выдают деньги и сразу же начинают получать доход. Наш формат долга заключается в отложенном получении дохода: на наши деньги строится магистраль, а когда проект входит в операционную стадию, мы начинаем получать свой доход. Коммерческие банки так не делают. Пытаемся договориться с городом: чем раньше они нас подключают к проектированию, структурированию сделки, тем больше у нас возможностей предоставить более широкий набор инструментов: грантовое финансирование предпроектной деятельности, субсидирование процентной ставки. Петербургу это позволит быстрее запускать подобные проекты. Нагрузка на бюджет откладывается вправо, и проект уже запущен. Хотели бы активнее работать с городом в этом направлении по будущим объектам — говорит Денис Ильин, заместитель председателя правления ЕАБР.

Для реализации каждого конкретного проекта, исходя из его специфики, подбирается наиболее релевантный именно для него инструмент. В одном случае это могут быть лизинговые схемы, в другом — заёмные средства, в третьем — ГЧП. Но фактически для любого города наиболее желаемый вариант реализации проектов — за счёт привлечения внебюджетных инвестиций. Сделать это можно именно через механизм ГЧП, в рамках которого бизнес и общество, которое представляет власть, формируют некий «справедливый контракт» в интересах граждан для реализации проекта, который ни одна из сторон самостоятельно реализовать не может. Важно, чтобы это был проект государственно–частного партнёрства, а не ГГП — государственно–государственного партнёрства, когда, по сути, деньги из города перекачиваются, например, в государственный банк. Есть важный нюанс. Когда это ГЧП, то инвестор думает о снижении капитальных и операционных затрат в рамках жизни проекта, что снижает стоимость услуги для конечных пользователей, и таким образом бенефициарами проекта становятся регион и его граждане. В случае же с ГГП бенефициаром проекта является выбранный в условиях ограниченной конкуренции подрядчик, капитальные и операционные затраты проекта выше, а их стоимость впоследствии будут компенсировать пользователи создаваемой инфраструктуры или услуги — Феликс Блинов, гендиректор инвестиционной группы «РВМ Капитал».

Евгений Петров, Дарья Кильцова

Материал опубликован на сайте «Деловой Петербург» dp.ru Деловые новости 28.06.2021

ПОДЕЛИТЬСЯ

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD
Лусине Арутюнян

Адвокат
Старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП

Cкачать VCARD
Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD
Лусине Арутюнян

Адвокат
Старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ