Комментарии в СМИ

В первом чтении принят закон «Об основах государственно-частного партнерства», в разработке которого принимала активное участие компания «Качкин и Партнеры». Комментирует управляющий партнер Денис Качкин.

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект «Об основах государственно-частного партнерства…». Это рамочный документ, который позволит местным властям применять различные схемы для совместных с бизнесом проектов.

Документ внесен Правительством РФ, его главная цель — обеспечить дополнительное финансирование при строительстве социальных объектов (см. «НП», № 11/2013). Для исполнения уже принятых публичных обязательств денег не хватает ни в федеральном, ни в местных бюджетах.

Представляя проект депутатам, замминистра экономического развития Сергей Беляков заявил, что субъекты РФ и муниципалы готовы участвовать в ГЧП, есть и заинтересованные инвесторы — мешает только отсутствие законов. 62 субъекта РФ уже приняли собственные региональные нормы, но они в полной мере не действуют: их часто оспаривают, в том числе — надзорные органы.

«В законопроекте мы указываем на общие, минимальные требования, которым должно отвечать ГЧП. Даем понятия, что такое партнерство, что представляют из себя соглашения, какими должны быть гарантии и ответственность сторон и т. д. Документ носит рамочный характер, поскольку в мире много хорошо зарекомендовавших себя форм ГЧП. Перечислять их все не имеет смысла, соглашения могут заключаться на стыке нескольких вариантов, исходя из интересов субъекта РФ и инвестора. Заранее определить, какая схема будет работать лучше, невозможно», — говорит Сергей Беляков. То есть субъектам и муниципалам дают значительную свободу в вопросах ГЧП.

Ирина Митина, старший юрист практики фирмы «Качкин и Партнеры» (компания активно участвовала в разработке законопроекта), говорит, что у документа много противников. Например, ФАС и апологеты федеральной контрактной системы, которая призвана заменить критикуемый 94 ФЗ и систему госзакупок. Ко второму чтению Антимонопольная служба потребовала разграничить нормы о ГЧП и государственном (муниципальном) заказе, а также закрепить положения, препятствующие переквалификации публичных закупок на соглашения о ГЧП.

«Здесь действительно есть коррупциогенный фактор. Недостаточно четко прописаны принципы конкурсных закупок. Есть вероятность, что любые заказы будут оформляться как ГЧП, где у муниципалитетов много полномочий», — говорит управляющий партнер фирмы «Качкин и Партнеры», участник рабочей группы по подготовке закона о ГЧП при Минэкономразвития Денис Качкин.

Вероятно, ко второму чтению законопроект претерпит значительные коррективы.

Некоторых депутатов волнует возможность злоупотреблений при переходе права собственности на объект соглашения от публичного партнера к частному — такая возможность в проекте закона не исключена. Сергей Беляков говорил, что нужен строгий контроль за этой процедурой. Ко второму чтению вопрос с процедурами передачи имущества, предусмотренными законодательством о приватизации и Земельным кодексом РФ, законодатели должны решить.

По словам Дениса Качкина, эксперты предлагают дополнить проект нормами о соразмерности частных и публичных вложений (установить обязательный минимальный объем частных инвестиций), уточнить положения о порядке отбора частного партнера (опять же — чтобы противодействовать коррупции).

«С самого начала разработки закона мы встречали сопротивление, зачастую граничащее с непониманием и тотальным отрицанием ГЧП в принципе. Выход на второе чтение — это уже большое достижение», — полагает Денис Качкин. По его прогнозу, второго чтения можно ожидать только в осеннюю сессию Госдумы.

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ