Комментарии в СМИ
«Исполнителя прижмут»
Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», отмечает, что новые поправки в закон «О размещении заказов … для государственных и муниципальных нужд» превращают его в действенный механизм давления на поставщиков.
Госдума приняла (в целом) законопроект, позволяющий государственным заказчикам расторгать контракты в одностороннем порядке. Это может стать серьезным рычагом давления на поставщиков.
Соответствующие поправки внесены в закон «О размещении заказов… для государственных и муниципальных нужд». Его действующая редакция допускает прекращение контракта исключительно по соглашению сторон или решению суда. Даже если исполнитель вообще не выполняет обязательства, но при этом отказывается расторгать контракт, сменить его можно только через суд. Договор считается разорванным после вступления в силу решения суда, а решение первой инстанции вступает в силу, как правило, не ранее чем через полгода после подачи иска.
А ведь можно и затянуть процесс. Зачастую у заказчика просто нет времени на тяжбы: контракты, связанные с медицинским обслуживанием, уборкой улиц, вывозом мусора, нельзя приостановить на полгода. Кроме того, суд может расторгнуть только действующий договор. Получается, что, если его срок — менее полугода, разорвать его вообще нельзя. «К моменту вынесения решения суда с нарушителя можно только требовать убытки. В порядке обеспечения иска можно приостановить действие контракта, но тогда пострадают потребители. Если же договор (при наличии нарушений) прекращается по соглашению сторон, это не позволяет включить исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков», — говорит управляющий партнер юридической компании «Качкин и Партнеры» Денис Качкин.
Получается, что заказчики вынуждены договариваться с недобросовестными подрядчиками и поставщиками, особенно если речь идет об исполнении федеральных и региональных целевых программ.
Между тем гражданское законодательство предусматривает, что сделка в определенных случаях может быть прекращена по заявлению одного из участников. Вот и госзаказчикам разрешают расторгать контракты в одностороннем порядке, если нарушены существенные условия (количество, качество, сроки поставки или выполнения работ и т. д.).
Упрощенная процедура предусматривает, что законное решение о прекращении договора заказчиком вступает в силу через 10 дней после уведомления об этом поставщика (исполнителя, подрядчика). А при неисполнении (ненадлежащем исполнении) поставщиком обязательств по контракту непрерывного характера (например, поставки медикаментов или продуктов питания) вся процедура отказа займет и вовсе пять дней.
«Изменения в закон направлены на упрощение гражданского оборота в сфере закупок, а также на борьбу со злоупотреблениями. Примечательно, что поставщик получает право требовать расторжения контракта только если аналогичное право предоставлено заказчику. Это нововведение существенно смещает баланс сил в сторону госзаказчика, поскольку наделяет его весьма действенным механизмом давления на поставщика», — полагает Денис Качкин.
Петербургские чиновники неоднократно говорили о крайне сложной процедуре отказа от услуг недобросовестных подрядчиков. Например, по итогам 2012 года Комитет по строительству не смог освоить 21 млрд рублей. По словам председателя КС Андрея Артеева, некоторые компании некачественно выполняли работы, не введены в эксплуатацию десятки важных для города объектов. В Арбитражном суде Петербурга хватает исков о расторжении государственных контрактов, однако еще больше дел о принуждении к устранению дефектов и недоделок, а также требований вернуть неотработанный аванс.
Справедливости ради отметим, что подрядчики по госконтрактам все чаще открыто заявляют о низком качестве и некомплектности проектной документации, а также об отсутствии согласований и разрешений, получать которые должен заказчик.
Андрей Некрасов
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF