Комментарии в СМИ
«Заказ на концессию»
Лусине Арутюнян, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» подчеркивает, что в знаковом споре между Комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и ФАС ключевым являлся вопрос о возможном размере финансового участия публичной стороны.
Инвестиции концессионеров не должны полностью возмещаться из бюджета, решили в УФАС и согласились в арбитраже. Это может подорвать доверие ко всей схеме государственно-частного партнерства.
Арбитражный суд Москвы вынес решение по спору между Комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и УФАС. В январе этого года Управление предписало аннулировать конкурс по дороге Стерлитамак – Кага – Магнитогорск из-за того, что одного из инвесторов не допустили к торгам. Кроме того, антимонопольщики заявили, что местные чиновники нарушили закон «О концессионных соглашениях». Обе претензии суд удовлетворил.
Довод о том, что концедент может за счет бюджетных средств возмещать затраты концессионера на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения основан на неправильном понимании норм материального права, говорится в решении арбитража. Такие схемы подпадают под действие 44-ФЗ «О контрактной системе», счел суд. Если объект концессионного соглашения создается в полном объеме за счет средств бюджета, то по статье 527 ГК РФ контракт заключают в порядке, предусмотренном 44-ФЗ.
Поскольку тратиться будут именно бюджетные деньги, нельзя допускать их неэффективного расходования, написано в решении. Поэтому требовалось провести электронный аукцион, «процедура которого является наиболее прозрачной и обеспечивает предотвращение коррупции и других злоупотреблений».
Суд не уловил разницу между финансированием создания объекта и возмещением затрат концессионера, прокомментировал «Ведомостям» вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Первое – это расходы на стройку, а второе – последующие выплаты вложившему деньги концессионеру, объясняет он, именно это отличает концессию от госзаказа. Ключевым являлся вопрос о возможном размере финансового участия публичной стороны, поясняет Лусине Арутюнян, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП компании «Качкин и Партнеры». Суд поддержал позицию УФАС и пришел к выводу о том, что если публичная сторона (государство, регион и пр.) берет на себя все расходы на создание (реконструкцию) объекта соглашения, это фактически подразумевает государственную закупку по закону о контрактной системе, комментирует г-жа Арутюнян. Что важно для рынка, суд применил вывод о невозможности полного публичного финансового участия не только к концессиям, но и к соглашениям о ГЧП.
Для проектов, которые реализуются за счет средств инвесторов, рисков нет. Например, речь о концессиях по передаче зданий в Петербурге для создания гостиниц, считает г-жа Арутюнян. Однако и по проектам, где все расходы финансирует публичная сторона, окончательные выводы делать рано, поскольку решение суда будут обжаловать. Если негативный вердикт устоит, возможны изменения в федеральное законодательство, поскольку реализация подобных проектов будет связана с существенными рисками оспаривания.
Напомним, что о планах передавать заброшенные здания в концессию для создания трехзвездочных гостиниц Смольный объявил в августе прошлого года. Схема выглядит примерно так: инвестор подает в Комитет по инвестициям заявку, если за определенное время конкурентов не появилось, здание передадут «целевкой». При наличии второго заявления город организует конкурс. Концессионеру недвижимость достанется на 49 лет с четко закрепленным функционалом. В течение всего срока договора компания будет вносить в бюджет концессионные платежи. Кроме того, Смольный готов прописать в соглашениях определенные гарантии для инвесторов (какие именно, не уточняется).
Тогда же власти обнародовали примерный список объектов. В него вошли здания на наб. реки Мойки, 26, литеры А, Б, Г, в Большом Казачьем переулке, 10, на Вознесенском пр., 36, на Каменноостровском пр., 58-60 и на Среднем пр. В.О., 40.
В апреле этого года был объявлен первый концессионный конкурс. Пилотным стало здание на Среднем пр. В.О., 40 (на фото). Еще в феврале председатель Комитета по инвестициям Ирина Бабюк заявила, что проектом интересуется компания «Центр АТР-Сайгон» с вьетнамскими корнями. Заявки от потенциальных концессионеров принимали до 29 мая, определить победителя должны были 30 мая. Однако итоги конкурса до сих пор не подвели. В Комитете по инвестициям прокомментировать ситуацию оперативно не могут. По данным NSP, помимо «Центра АТР-Сайгон», заявку которого на torgi.gov.ru вывесили еще в апреле, на объект появился еще один интересант. Но его предложение власти до сих пор не опубликовали.
Евгения Иванова
Материал опубликован на сайте NSP.ru 13.06.2017
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF