Комментарии в СМИ

Лусине Арутюнян, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» подчеркивает, что в знаковом споре между Комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и ФАС ключевым являлся вопрос о возможном размере финансового участия публичной стороны.

Инвестиции концессионеров не должны полностью возмещаться из бюджета, решили в УФАС и согласились в арбитраже. Это может подорвать доверие ко всей схеме государственно-частного партнерства.

Арбитражный суд Москвы вынес решение по спору между Комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и УФАС. В январе этого года Управление предписало аннулировать конкурс по дороге Стерлитамак – Кага – Магнитогорск из-за того, что одного из инвесторов не допустили к торгам. Кроме того, антимонопольщики заявили, что местные чиновники нарушили закон «О концессионных соглашениях». Обе претензии суд удовлетворил.

Довод о том, что концедент может за счет бюджетных средств возмещать затраты концессионера на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения основан на неправильном понимании норм материального права, говорится в решении арбитража. Такие схемы подпадают под действие 44-ФЗ «О контрактной системе», счел суд. Если объект концессионного соглашения создается в полном объеме за счет средств бюджета, то по статье 527 ГК РФ контракт заключают в порядке, предусмотренном 44-ФЗ.

Поскольку тратиться будут именно бюджетные деньги, нельзя допускать их неэффективного расходования, написано в решении. Поэтому требовалось провести электронный аукцион, «процедура которого является наиболее прозрачной и обеспечивает предотвращение коррупции и других злоупотреблений».

Суд  не уловил разницу между финансированием создания объекта и возмещением затрат концессионера, прокомментировал «Ведомостям» вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Первое – это расходы на стройку, а второе – последующие выплаты вложившему деньги концессионеру, объясняет он, именно это отличает концессию от госзаказа. Ключевым являлся вопрос о возможном размере финансового участия публичной стороны, поясняет Лусине Арутюнян, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП компании «Качкин и Партнеры». Суд поддержал позицию УФАС и пришел к выводу о том, что если публичная сторона (государство, регион и пр.) берет на себя все расходы на создание (реконструкцию) объекта соглашения, это фактически подразумевает государственную закупку по закону о контрактной системе, комментирует г-жа Арутюнян. Что важно для рынка, суд применил вывод о невозможности полного публичного финансового участия не только к концессиям, но и к соглашениям о ГЧП.

Для проектов, которые реализуются за счет средств инвесторов, рисков нет. Например, речь о концессиях по передаче зданий в Петербурге для создания гостиниц, считает г-жа Арутюнян. Однако и по проектам, где все расходы финансирует публичная сторона, окончательные выводы делать рано, поскольку решение суда будут обжаловать. Если негативный вердикт устоит,  возможны изменения в федеральное законодательство, поскольку реализация подобных проектов будет связана с существенными рисками оспаривания.

Напомним, что о планах передавать заброшенные здания в концессию для создания трехзвездочных гостиниц Смольный объявил в августе прошлого года. Схема выглядит примерно так: инвестор подает в Комитет по инвестициям заявку, если за определенное время конкурентов не появилось, здание передадут «целевкой». При наличии второго заявления город организует конкурс. Концессионеру недвижимость достанется на 49 лет с четко закрепленным функционалом. В течение всего срока договора компания будет вносить в бюджет концессионные платежи. Кроме того, Смольный готов прописать в соглашениях определенные гарантии для инвесторов (какие именно, не уточняется).

Тогда же власти обнародовали примерный список объектов. В него вошли здания на наб. реки Мойки, 26, литеры А, Б, Г, в Большом Казачьем переулке, 10, на Вознесенском пр., 36, на Каменноостровском пр., 58-60 и на Среднем пр. В.О., 40.

В апреле этого года был объявлен первый концессионный конкурс. Пилотным стало здание на Среднем пр. В.О., 40 (на фото). Еще в феврале председатель Комитета по инвестициям Ирина Бабюк заявила, что проектом интересуется компания «Центр АТР-Сайгон» с вьетнамскими корнями. Заявки от потенциальных концессионеров принимали до 29 мая, определить победителя должны были 30 мая. Однако итоги конкурса до сих пор не подвели. В Комитете по инвестициям прокомментировать ситуацию оперативно не могут. По данным NSP, помимо «Центра АТР-Сайгон», заявку которого на torgi.gov.ru вывесили еще в апреле, на объект появился еще один интересант. Но его предложение власти до сих пор не опубликовали.

Евгения Иванова

Материал опубликован на сайте NSP.ru 13.06.2017

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ