Комментарии в СМИ
«Государство зазывает частников»
Мария Скрябина, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», отмечает преимущества и недостатки принятых поправок в закон «О концессионных соглашениях».
Совет Федерации одобрил поправки в закон «О концессионных соглашениях». Документ предусматривает расширение списка объектов, которые можно создавать в рамках концессий. Государство готово участвовать деньгами в таких проектах и давать гарантии частному капиталу.
Документ подготовили в Правительстве РФ. Он призван расширить сферу применения концессий и создать более благоприятные условия для частных инвестиций в проекты не только федерального, но регионального и муниципального уровня.
Например, сейчас частный инвестор может получать плату от государства, только если строит автодороги и транспортную инфраструктуру. Поправки предусматривают плату за все (любые) объекты концессионного соглашения. (Их типы указаны в специальном перечне.)
Действующая редакция говорит, что предмет соглашения должен быть свободен от прав третьих лиц. Поправки разрешают работать с объектами, которые находятся на праве хозведения или оперативного управления у ГУПов, МУПов, бюджетных и автономных учреждений.
Старший юрист практики разрешения споров компании Rightmark group Карина Зыкова говорит, что поправки в закон действительно способствуют привлечению частных инвестиций в социально значимые проекты. Среди важных изменений она отмечает преимущественное право концессионера на приватизацию построенного, возможность заключения соглашения по инициативе частного инвестора, введение дополнительных гарантий окупаемости инвестиций и получения валовой выручки.
Хотя некоторые нововведения спорны, считает г жа Зыкова. Например, если инициатором заключения соглашения выступит частное лицо и за 45 дней от других претендентов не поступит заявок на реализацию проекта, соглашение можно заключать без конкурса. «Такая мера не стимулирует конкуренцию. У инициатора всегда будет преимущество и по срокам для подготовки заявки, и по согласованию условий соглашения с потенциальным концедентом», — говорит г жа Зыкова.
Юрист практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Мария Скрябина уверена: необходимость масштабной корректировки законодательства назрела давно. «Например, возможность оплаты публичным субъектом создания и эксплуатации объекта обеспечивает гарантированную окупаемость таких проектов. Аналогичная ситуация и с так называемыми прямыми соглашениями. Теперь концедент сможет заключать их с банками — независимо от вида объекта концессии. Во многом идеи, предложенные два года назад в качестве экспериментальных, получили развитие в документе».
Г жа Скрябина отмечает, что в финальную версию не вошли некоторые важные поправки, принятые Думой в первом чтении. В частности, сфера применения концессии пока еще ограничена (тем перечнем, о котором речь шла выше; Минэкономразвития предлагало снять барьеры и открыть этот список). В закон также не вошли положения о расширении оснований для вовлечения имущества бюджетных учреждений и предприятий в концессионные соглашения, что может сдерживать реконструкцию социальных объектов.
«Зато введение института частной инициативы позволит минимизировать издержки казны на подготовку проектов и увеличить их количество. Существенно расширены гарантии для концессионера: детализированы способы обеспечения его интересов при изменении законодательства, допускается даже изменение размера платы концедента и срока соглашения. В целом поправки должны способствовать развитию ГЧП в России», — полагает Мария Скрябина.
Андрей Некрасов
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF