Комментарии в СМИ
«Партнерства узаконили»
Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», считает, что возобновление работы над федеральным законом о ГЧП свидетельствует о стремлении к развитию института ГЧП в России.
До конца июля Президент РФ Владимир Путин подпишет закон о государственно-частном партнерстве, который уже приняли нижняя и верхняя палаты парламента. Бизнес ждет этого документа больше трех лет.
В итоговой редакции закона говорится не только о государственно-частном, но и о муниципально-частном партнерстве. В тексте прописаны определения двух этих форм взаимодействия, ответственность и права партнеров на всех этапах. Дан закрытый список проектов, которые могут быть реализованы в форме ГЧП или МЧП: частные автодороги или отдельные их участки, мосты и объекты дорожного сервиса, общественный транспорт (кроме метро), воздушный, водный, железнодорожный и трубопроводный транспорт, морские и речные порты, аэродромы и аэропорты, электростанции, гидротехнические сооружения, объекты здравоохранения и образования и пр.
В соглашениях обязательно должно быть предусмотрено строительство или реконструкция объекта. «Это сужает сферу применения ГЧП. Нет возможности реализовать, например, проекты исключительно по эксплуатации», — поясняет Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и Партнеры».
Схема ГЧП предполагает, что частный инвестор (полностью или частично) финансирует проект, а потом его эксплуатирует. Право собственности по схеме ГЧП, как правило, возникает не навсегда, а на установленной в договоре срок.
Напомним, что в первом чтении депутаты согласовали законопроект еще в апреле 2013‑го, во втором его планировали принять сначала осенью 2013‑го, потом весной 2014‑го и т. д. «Возобновление работы над документом свидетельствует о стремлении к развитию института ГЧП в России», — считает Ирина Митина.
В итоге во втором чтении законопроект приняли 30 июня, а уже на следующий день он прошел и третье. Совет Федерации утвердил его на прошлой неделе.
Во многих субъектах, в том числе в Петербурге и Ленобласти, давно приняты местные законы о ГЧП. «Региональные законы во многом отличаются от нового федерального. В частности, по федеральному частным партнером может быть только российское юрлицо, тогда как в законах Петербурга и Ленинградской области речь также идет об иностранных компаниях, физлицах и объединениях юридических лиц на основании договора товарищества. Различаются определения и перечень возможных объектов соглашения. Региональные акты не регулируют заключение соглашения в порядке частной инициативы, а также оценку эффективности и сравнительных преимуществ проекта», — комментирует г‑жа Митина.
Федеральный закон вступит в силу 1 января 2016 года. К этому времени местные законы должны быть приведены в соответствие с ним.
Евгения Иванова
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF