Комментарии в СМИ

Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», комментирует поправки в законодательство о государственно-частных партнерствах, подготовленные Минэкономразвития РФ.

Минэкономразвития подготовило поправки в законодательство о государственно-частных партнерствах. Чиновники хотят существенно расширить область применения концессионных соглашений.

Документ уже одобрила Комиссия Правительства РФ по законодательной деятельности. Проектом предусмотрены коррективы в законы «О концессионных соглашениях», «О защите конкуренции» и о приватизации госимущества.

По словам управляющего партнера юридической компании «Качкин и Партнеры» Дениса Качкина, в основном изменения направлены на расширение области применения концессионных схем, например на объекты здравоохранения и образования. Так, сейчас партнер со стороны государства может участвовать в финансировании проекта, только если речь идет о дорожном строительстве. Если поправки примут, то государственное соинвестирование станет возможным в любых проектах ГЧП. Для этого предусмотрен механизм отложенных платежей — возмещение затрат частного инвестора за счет налоговых поступлений от реализации проектов.

Многие объекты находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении у ГУПов, МУПов, бюджетных и автономных учреждений. Например, за Минспортом, Минкультуры, Минздравом, Минобрнауки, Минрегионом и подведомственными им учреждениями и предприятиями закреплено около 49 000 объектов. Однако эти структуры могут выступать концедентом (партнером со стороны государства), только если речь идет о транспортной инфраструктуре. Поправки существенно расширят круг таких проектов.

«Это не глобальная, но важная новация. Мы сопровождаем проект реабилитационного центра. Имущество — в оперативном управлении у городского бюджетного учреждения. Чтобы вовлечь его в оборот, надо пройти довольно долгую процедуру. Сначала изъять из оперативного управления, передать казне — здесь много технических сложностей. С принятием поправок необходимость в этих действиях отпадает», — поясняет Денис Качкин.

Предусмотрена возможность проведения совместных конкурсов — со стороны государства в соглашении могут участвовать сразу несколько субъектов. Это поможет реализовать проекты создания или реконструкции линейных объектов, например дорог или трубопроводов, которые проходят по территории нескольких муниципальных образований или даже субъектов РФ. В числе предлагаемых нововведений — обеспечение гарантии окупаемости вложений инвестора, возможность изменения существенных условий соглашения (если возникнут обстоятельства непреодолимой силы, в том числе вследствие действий органов власти), преимущественное право выкупа инвестором объекта соглашения и т. д.

«Еще один важный момент — частная инициатива. Частная компания сможет сама предлагать проект, который, конечно, должен соответствовать нуждам публичного партнерства. Информация о проекте должна быть опубликована, и, если через 30 дней не найдется других претендентов, инициатор вправе заключить соглашение без конкурса. Сейчас в законах никакой частной инициативы не предусмотрено (проект должен готовить орган власти), хотя по факту она есть: коммерсанты проводят предпроектную подготовку на свой страх и риск», — говорит Денис Качкин.

По мнению начальника юридического отдела ЗАО «УК «СТАРТ Девелопмент» Елены Штабной, среди плюсов законопроекта — расширение круга объектов, которые могут стать предметом ГЧП, а также возможность приватизировать их в упрощенном порядке: «Поправки дают возможность выйти на рынок большему числу предпринимателей и повышают их заинтересованность в реализации проектов. Кроме того, если упростить бюрократические процедуры, сотрудничество в рамках ГЧП станет более интересным».

По словам г жи Штабной, пока концессионные соглашения единичны именно из-за несовершенства законодательства. По схеме ГЧП можно работать только с объектами транспорта, ЖКХ и социальной сферы. Для большинства компаний эти области малопривлекательны. Кроме того, приходится преодолевать всевозможные административные барьеры и неповоротливость бюджетного законодательства. «Новые механизмы должны быть детально проработаны. Важно и насколько быстро поправки заработают, и как именно реализуются на практике. Вопрос в том, насколько государство заинтересовано в подобном сотрудничестве и готово ли идти на уступки», — говорит Елена Штабная.

Директор департамента инвестиционных продаж NAI Becar Андрей Бойков полагает, что механизм ГЧП используется абсолютно неэффективно, поскольку большинство игроков рынка не понимает, как он работает: «Законопроект нужен, чтобы установить более четкие правила игры между государством и бизнесом, и, на мой взгляд, такое нововведение может увеличить долю совместно реализуемых проектов. Это положительно скажется на инвестиционном климате Петербурга. Изучив документ, могу сказать, что все тезисы в той или иной мере важны, и именно в комплексе они смогут позитивно повлиять на рынок».

Андрей Некрасов

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ