Новое в регулировании
ФАС России подготовила разъяснения по концессиям в сфере ЖКХ
22 ноября 2017 года было принято письмо ФАС России № ВК/81314/17 (далее – «Письмо»), которым утверждены разъяснения по применению антимонопольного законодательства при заключении концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения (далее – «объекты ЖКХ»). При этом представляется, что отдельные положения могут быть применимы и к иным категориям объектов.
ФАС России высказала свою позицию, в частности, по следующим аспектам концессий в отношении объектов ЖКХ:
1. Допускается передавать несколько объектов ЖКХ в рамках одного концессионного соглашения
В Законе о концессиях отсутствует запрет на передачу по одному соглашению нескольких объектов ЖКХ. При заключении такого соглашения должно только соблюдаться общее требование о том, что указанные действия (бездействие) не должны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При этом в Законе о концессиях установлен запрет на передачу объектов ЖКХ по одному соглашению с иными объектами коммунальной инфраструктуры (объекты энергоснабжения, объекты для освещения, др.) и (или) с иными объектами концессионных соглашений (автомобильные дороги, объекты здравоохранения, образования, др.)
Аналогичные выводы были отражены в ранее подготовленном Письме ФАС России от 18.08.2016 № ВК/56868/16.
Новым является то, что, как отмечает ФАС России, в Законе о концессиях для заключения соглашения в отношении нескольких объектов ЖКХ не установлено обязательное требование о наличии технологической связи между такими объектами.
2. Возможность вовлечения объектов ЖКХ в качестве иного имущества ограничена
По Закону о концессиях вместе с объектом концессионного соглашения допускается передавать иное имущество, которое образует единое целое с объектом соглашения и (или) предназначено для использования в целях создания условий осуществления деятельности, предусмотренной соглашением. В отношении иного имущества, в отличие от объекта соглашения, необязательно выполнение мероприятий по реконструкции; кроме того, иное имущество может быть несвободно от прав третьих лиц.
В письме ФАС России отмечено, что объекты ЖКХ являются объектами концессионного соглашения, соответственно, по мнению ФАС России, они не могут передаваться в составе иного имущества.
Если указанный вывод распространить на иные объекты (т.е. то, что является объектом соглашения, не может являться иным имуществом), то возможность вовлечения объектов в качестве иного имущества может быть существенно ограничена.
Как отмечает ФАС России, исключением, позволяющим вовлекать объекты ЖКХ в качестве иного имущества, является ч. 5 ст. 39 Закона о концессиях. Согласно этому положению соглашением, объектом которого являются объекты ЖКХ, может предусматриваться предоставление концедентом в составе иного имущества водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей, не прошедших государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF