Новое в регулировании

ФАС России подготовила разъяснения по концессиям в сфере ЖКХ

22 ноября 2017 года было принято письмо ФАС России № ВК/81314/17 (далее – «Письмо»), которым утверждены разъяснения по применению антимонопольного законодательства при заключении концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения (далее – «объекты ЖКХ»). При этом представляется, что отдельные положения могут быть применимы и к иным категориям объектов.

ФАС России высказала свою позицию, в частности, по следующим аспектам концессий в отношении объектов ЖКХ:

1. Допускается передавать несколько объектов ЖКХ в рамках одного концессионного соглашения

В Законе о концессиях отсутствует запрет на передачу по одному соглашению нескольких объектов ЖКХ. При заключении такого соглашения должно только соблюдаться общее требование о том, что указанные действия (бездействие) не должны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом в Законе о концессиях установлен запрет на передачу объектов ЖКХ по одному соглашению с иными объектами коммунальной инфраструктуры (объекты энергоснабжения, объекты для освещения, др.) и (или) с иными объектами концессионных соглашений (автомобильные дороги, объекты здравоохранения, образования, др.)

Аналогичные выводы были отражены в ранее подготовленном Письме ФАС России от 18.08.2016 № ВК/56868/16.

Новым является то, что, как отмечает ФАС России, в Законе о концессиях для заключения соглашения в отношении нескольких объектов ЖКХ не установлено обязательное требование о наличии технологической связи между такими объектами.

2. Возможность вовлечения объектов ЖКХ в качестве иного имущества ограничена

По Закону о концессиях вместе с объектом концессионного соглашения допускается передавать иное имущество, которое образует единое целое с объектом соглашения и (или) предназначено для использования в целях создания условий осуществления деятельности, предусмотренной соглашением. В отношении иного имущества, в отличие от объекта соглашения, необязательно выполнение мероприятий по реконструкции; кроме того, иное имущество может быть несвободно от прав третьих лиц.

В письме ФАС России отмечено, что объекты ЖКХ являются объектами концессионного соглашения, соответственно, по мнению ФАС России, они не могут передаваться в составе иного имущества.

Если указанный вывод распространить на иные объекты (т.е. то, что является объектом соглашения, не может являться иным имуществом), то возможность вовлечения объектов в качестве иного имущества может быть существенно ограничена.

Как отмечает ФАС России, исключением, позволяющим вовлекать объекты ЖКХ в качестве иного имущества, является ч. 5 ст. 39 Закона о концессиях. Согласно этому положению соглашением, объектом которого являются объекты ЖКХ, может предусматриваться предоставление концедентом в составе иного имущества водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей, не прошедших государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Скачать PDF

ПОДЕЛИТЬСЯ

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ