Новое в регулировании
Инвестиции приходят в здравоохранение. Бюджетные учреждения вовлекаются в концессии
Проблемная область при реализации концессий в сфере здравоохранения касалась передачи концедентом концессионеру имущества в том случае, если имущество находится в оперативном управлении у государственных бюджетных учреждений.
03.04.2018 Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 63-ФЗ от 21.03.2018 «О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона «О концессионных соглашениях»*.
В соответствии с указанными изменениями, если объект соглашения — объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения (пп. 13 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях)), — принадлежат на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения федеральному государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента, за исключением полномочий по заключению, изменению и расторжению концессионного соглашения, а также по контролю за исполнением концессионером обязательств по концессионному соглашению, наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с Законом о концессионном соглашении, при условии, что в результате передачи этого имущества такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Полномочия такого учреждения определяются в решении о заключении концессионного соглашения.
В ч. 4 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях изменения внесены не были. Соответственно, сохраняется общее правило о том, что объект концессионного соглашения на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц, а ч. 5 ст. 8 в новой редакции предусматривает, что имущество может быть передано концессионеру только после прекращения права оперативного управления, принадлежащего федеральному государственному бюджетному учреждению.
При подведении итогов можем выделить несколько ключевых моментов:
- Участие федеральных бюджетных учреждений в концессионном соглашении на стороне концедента может помочь в определении условий конкурсной документации, а также в описании требований к объекту соглашения;
- В концессионное соглашение возможно включить условия участия федеральных бюджетных учреждений в исполнении концессионного соглашения на стороне концедента, в том числе обязательства, связанные с подготовкой территории, выносом сетей, получением ТУ, разработкой задания на проектирование, участие в согласовании проектной документации, участие в передаче объекта соглашения концессионеру, а также в передаче объекта соглашения концеденту при прекращении действия концессионного соглашения;
- В пояснительной записке к законопроекту предусмотрено, что на этапе эксплуатации может осуществляться взаимодействие между концессионером и федеральным бюджетным учреждением для оказания медицинской помощи. В частности, если реконструируется не весь комплекс имущества, принадлежащего федеральному бюджетному учреждению, а один или несколько корпусов, в концессионном соглашении возможно урегулировать порядок оказания непрерывной медицинской помощи пациентам. Вместе с тем необходимо отметить, что изменения в Закон о концессионных соглашениях не предусматривают возможность эксплуатации объекта соглашения федеральным бюджетным учреждением, т.е. лицом, обязанным осуществлять эксплуатацию объекта концессионного соглашения, является концессионер;
В новой редакции Закона о концессионных соглашениях отсутствует возможность принятия решений о заключении концессионного соглашения, если имущество принадлежит на праве оперативного управления региональным бюджетным учреждениям, что может затруднить реализацию концессионных проектов в сфере здравоохранения на уровне субъектов Российской Федерации.
* Официальное опубликование Закона состоялось 03.04.2018
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201804030015?index=0&rangeSize=1, вступает в силу через 10 дней с момента официального опубликования (ст. 6 Федерального закона № 5-ФЗ от 14.06.1994 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального собрания»).
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF