Новое в регулировании

Новое в регулировании инвестиционной и промышленной деятельности в Российской Федерации

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» одна сторона специального инвестиционного контракта (далее — СПИК) – инвестор — в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением других лиц обязуется создать, модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции в России, а другая сторона – Российская Федерация или субъект Федерации — в течение такого срока обязуется предоставлять инвестору условия, стимулирующие деятельность в сфере промышленности, которые предусмотрены соответственно федеральным или региональным законодательством в момент заключения СПИК.

Таким образом, в ФЗ № 488-ФЗ дано определение СПИК, сформулирован предмет такого контракта, а также ограничена сфера его применения (производство промышленной продукции).

В полномочия Правительства Российской Федерации входит, в том числе, утверждение порядка заключения специальных инвестиционных контрактов, утверждение типовой формы СПИК [1]. Во исполнение указанного полномочия Правительством Российской Федерации 16.12.2017 было принято Постановление № 1564 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся специального инвестиционного контракта», которым вносятся существенные изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (далее – Постановление Правительства РФ № 1564).

Как указано в описании к принятому нормативно-правовому акту, целью изменений является совершенствование механизма СПИК с учётом опыта его практического применения.[2] Таким образом, было бы не совсем корректно утверждать, что проведена масштабная реформа, вместе с тем, упорядочены, разъяснены, введены новые правила в развитие фактически сложившихся правоотношений в сфере применения СПИК.

Постановление Правительства РФ № 1564 вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, касающихся полномочий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.[3] Новые положения Постановления правительства РФ № 1564 (с пункта 2 по пункт 36 Правил заключения СПИК) не будут применяться к тем СПИК, в отношении которых Министерство промышленности и торговли РФ приняло решение о возможности заключения СПИК.

Для уже заключенных СПИК после вступления в силу Постановления Правительства № 1564 будут применяться новые правила о порядке изменения и расторжения СПИК (пункты 37 – 51).

В Постановлении Правительства РФ № 1564 вводится новый участник со стороны государства: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое заключает СПИК в сфере деятельности указанного Министерства (пункт 2 Постановления Правительства РФ № 1564). Обозначенное нововведение позволяет распространить возможность заключения СПИК на область сельского хозяйства.

Постановлением Правительства РФ № 1564 Правила заключения специальных инвестиционных контрактов (далее – Правила) существенно изменены, но, вместе с тем, более подробное регулирование позволит снять множество вопросов относительно требований к СПИК, сторонам СПИК, к порядку взаимодействия с органами власти, межведомственной комиссией, а также к порядку изменения и расторжения уже заключенных СПИК.

В частности, введены определения инвестиционного проекта, что позволяет достичь недвусмысленного толкования в части предмета регулирования СПИК.

Новыми Правилами вводятся требования к лицам, которые могут выступать инвесторами и привлеченными лицами. Представляют интерес условия, которые касаются иностранных инвесторов. Правила позволяют сделать вывод о возможном участии в реализации инвестиционных проектов иностранных инвесторов, однако ограничением для такого участия являются, в частности, нормы о том, что иностранный инвестор не должен быть зарегистрирован в оффшорных зонах.

Очень подробно Правила описывают требования к заявлению о заключении СПИК и к документам, прилагаемым к такому заявлению. Заявление подается по форме, утвержденной уполномоченным органом. В Правилах содержится достаточно объемный перечень документов, а также требования к ним, в том числе, к финансовой модели и ее содержанию, к бизнес-плану и его формированию, документам относительно правоспособности и платежеспособности инвесторов и привлеченных лиц.

Стоит отметить, что Постановление Правительства РФ № 1564 вносит изменения не только в правила заключения СПИК, но также и в Положение о межведомственной комиссии. В частности, детализирован состав комиссии путем включения в нее представителей Министерства сельского хозяйства.[4]

Типовая форма СПИК также подверглась серьезной переработке, в том числе, в СПИК включены новые обязательства сторон. В качестве примера новых обязательств полагаем необходимым отметить обязательства инвестора по достижению результатов (показателей), определенных в СПИК, а также обязательства Российской Федерации при соблюдении условий, указанных в СПИК, признавать инвестора или промышленное предприятие единственным поставщиком товаров.

В заключение отметим, что СПИК является одной из новых форм государственно-частного партнерства, когда государство не вкладывает денежные средства в реализацию проекта, но создает условия, которые стимулируют бизнес к инвестированию. Вместе с тем, в настоящее время СПИК не пользуются широкой популярностью среди инвесторов. Полагаем, что Постановление Правительства РФ № 1564, предоставив подробное регулирование взаимодействия государства и бизнеса на этапе заключения СПИК, может внести значительный вклад в повышение привлекательности указанного инвестиционного инструмента.

[1] Пп. 6 и 7 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 488-ФЗ.

[2] http://m.government.ru/docs/30630/

[3] Пункт 2 Постановления Правительства РФ № 1564 вступит в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.

[4] Участвуют в тех заседаниях комиссии, на которых принимается решение о возможности или невозможности заключения, изменения, целесообразности или нецелесообразности расторжения СПИК от имени Российской Федерации Министерством сельского хозяйства РФ.

Скачать PDF

ПОДЕЛИТЬСЯ

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ