Новое в регулировании

«Региональное» ГЧП становится «федеральным»

13 июля 2015 года был принят Федеральный закон №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ГЧП).

Закон о ГЧП содержит основы государственно-частного и муниципально-частного партнерства (далее – Закон о ГЧП), порядок заключения соглашений о ГЧП, а также нормы о внесении в действующее законодательство изменений, необходимых для реализации закона. За исключением отдельных положений, Закон о ГЧП вступает в силу 1 января 2016 года.

Проект Закона о ГЧП был внесен в Государственную думу РФ и принят в первом чтении еще в 2013 году. С тех пор практически никакого движения по документу не было, что ставило под сомнение возможность развития ГЧП на федеральном уровне. Принятие закона свидетельствует о наличии политической воли и стремлении к развитию института ГЧП в РФ.

Представляется, что принятие Закона о ГЧП окажет существенное влияние на увеличение числа инвестиционных проектов в сфере ГЧП благодаря формированию единой правовой базы на федеральном уровне и расширению возможных форм взаимодействия государства и частного лица. Так, в настоящее время в связи с отсутствием необходимого законодательного регулирования не могут быть реализованы около 130 проектов ГЧП с прогнозируемым объемом финансирования более 1,3 трлн. рублей*.

В настоящем обзоре мы уделим внимание наиболее интересным и важным положениям Закона о ГЧП.

На федеральном уровне были закреплены существенные характеристики ГЧП, которые позволят отличить его от иных форм частно-публичного взаимодействия. Согласно Закону о ГЧП к признакам партнерства, в частности, относятся:

1. наличие соглашения между участниками;

2. объединение ресурсов и разделение рисков;

3. долгосрочность отношений (не менее 3 лет).

Установлено, что в качестве частного партнера может выступать только российское юридическое лицо.

Закон о ГЧП называет обязательные элементы, которые должны содержаться в каждом соглашении о ГЧП. К ним относятся, в том числе:

  • выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта и полное или частичное финансирование их частным партнером;
  • эксплуатация (целевое использование) и (или) техническое обслуживание (поддержание в исправном состоянии, текущий и (или) капитальный ремонт) объекта соглашения;
  • возникновение частной собственности на объект соглашения, в том числе на определенный срок (существенное отличие от концессии, предполагающей передачу только прав владения и пользования). Следует отметить, что одновременно с регистрацией права собственности частного партнера подлежит регистрации обременение данного права (норма, направленная на недопущение отчуждения объекта третьему лицу).

Перечень возможных объектов соглашения о ГЧП носит закрытый характер, однако включает довольно широкий круг различных видов имущества (в частности, объекты здравоохранения, культуры и спорта, частные автомобильные дороги, железнодорожный транспорт, порты и суда). Обратим внимание, что объекты водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в списке отсутствуют, предполагается, что в соответствии с указанием отраслевого законодательства в отношении них будет использоваться концессия.

Соглашение о ГЧП по общему правилу заключается по итогам конкурса. Однако существует также возможность заключения соглашения в специальном порядке без конкурса по предложению инвестора (частная инициатива; институт, заимствованный из концессионного законодательства). Допускается возможность проведения совместного конкурса, по итогам которого каждое публичное образование заключает с победителем.

Закон подробно регулирует порядок подготовки проекта ГЧП и принятия решения о заключении соглашения; а также устанавливает необходимость выполнения оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества (по сравнению с государственным заказом). Методика оценки должна быть утверждена на федеральном уровне.

Отметим, что отдельные положения Закона о ГЧП еще нуждаются в доработке, однако положительный пример концессионного законодательства свидетельствует, что нормативная база может динамично изменяться в целях развития взаимодействия государства и частного лица.

Важно обратить внимание, что соглашения, подписанные до вступления в силу Закона о ГЧП, действуют до окончания срока их действия на тех условиях, на которых они были заключены. Однако правовые акты регионов и муниципалитетов по вопросам ГЧП должны быть приведены в соответствие с Законом о ГЧП в срок до 1 июля 2016 года. Кроме того, Закон о ГЧП возлагает на публично-правовые образования ряд обязательств (в частности, по оценке эффективности проекта, мониторингу и ведению реестра соглашений), порядок исполнения которых должен быть определен в локальных правовых актах. Также следует отметить, что единый понятийный аппарат необходим для реализации совместных проектов (целесообразно, чтобы соглашения, заключаемые с частным партнером, были основаны на единых принципах).

На сегодняшний день законодательство о ГЧП разработано в 71 регионе, принято более 200 региональных и муниципальных правовых актов в сфере ГЧП. Однако локальное регулирование во многом отлично как от правовых актов иных публичных образований, так и от новых федеральных норм. В связи с этим до 1 июля 2016 года субъекты РФ должны обеспечить доработку и приведение правовой базы в соответствие с Законом о ГЧП.

* http://top.rbc.ru/business/01/07/2015/5593c2739a79477953ba46a1

Скачать PDF

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ