Новое в регулировании

03 июля 2016 года принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесен ряд поправок в Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 224-ФЗ), вступивший в силу 1 января 2016 года.

Законом внесены изменения, которые устраняют имеющиеся пробелы Закона № 224-ФЗ, а также уточняют отдельные формулировки закона. В качестве наиболее существенных изменений следует отметить следующие.

Объект соглашения

Уточнена формулировка объекта соглашения о ГЧП, согласно которой объектом выступает недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением.

Ранее действовавшая формулировка предполагала наличие технологической связи не только недвижимого и движимого имущества, но и всего передаваемого недвижимого имущества Прежняя формулировка полностью нивелировала положение ч. 3 ст. 7 Закона № 224-ФЗ, согласно которому допускается включение нескольких видов объектов, предусмотренных в ст. 7, в одно соглашение. С учетом внесённых изменений это ограничение устраняется, и теперь стало возможным заключение одного соглашения в отношении, например, объекта здравоохранения и автомобильной дороги, подходящей к такому объекту.

Иное имущество

По аналогии с 115-ФЗ предусмотрена возможность передачи частному партнеру по соглашению иного имущества, образующего единое целое с объектом соглашения и (или) предназначенного для использования в целях осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной соглашением. Так, публичный партнер может передавать недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, которое не нуждается в реконструкции, однако необходимо для эксплуатации объекта соглашения (например, котельную). Дополнительно урегулирован режим движимого и недвижимого имущества, приобретаемого или создаваемого частным партнером при осуществлении деятельности по соглашению с согласия публичного партнера или без наличия такового. Определено, что частный партнер вправе создавать на передаваемом участке в свою собственность иные объекты недвижимости с согласия публичного партнера.

Требования к частному партнеру

Ранее Закон № 224 устанавливал, что частный партнер должен обладать лицензиями, свидетельствами, разрешениями в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 8 ст. 5 Закона № 224-ФЗ). Данное требование по ряду проектов являлось невыполнимым. Например, партнер на момент подачи предложения должен был обладать лицензией на осуществление медицинской деятельности, которая может быть получена только после создания объекта.

В связи с указанным были уточнены положения п. 4 ч. 8 ст. 5 Закона № 224-ФЗ. В частности, сделано исключение, что таких лицензий (свидетельств/разрешений) у частного партнера может не быть, если их получение возможно только после заключения соглашения и выполнения условий, предусмотренных соглашением. Следует признать либерализацию требований к частному партнеру в связи с тем, что включена возможность подтверждать наличие таких лицензий и сертификатов с помощью контролирующих и привлеченных лиц. Однако указанное правило действует исключительно для случаев проведения конкурса, что исключает возможность его применения при подаче предложения в порядке частной инициативы.

Эксплуатация

Устранен пробел в вопросе осуществления публичным партнером целевой эксплуатации объекта соглашения. В частности, в перечень дополнительных элементов соглашения включено «обеспечение эксплуатации объекта публичным партнером». Ранее имела место неопределенность в части возможности возложения обязанности по осуществлению целевой (функциональной) эксплуатации объекта на публичного партнера (а также передачи объекта для этих целей публичному партнеру) в случаях, когда частный партнер осуществляет исключительно техническое обслуживание.

Изменения в полной мере соответствуют существующим в настоящий момент потребностям рынка при структурировании проектов ГЧП, особенно в сфере здравоохранения. Внесенные поправки должны благоприятно повлиять на реализацию проектов, в которых функциональную эксплуатацию планируется оставлять за учреждением здравоохранения, действующим от имени публичного партнера.

Среди прочих поправок следует указать:

  • сокращение срока рассмотрения предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства уполномоченным органом со 180 до 90 дней (часть 5 статьи 9);
  • закреплена возможность заключения прямого соглашения одновременно с несколькими финансирующими организациями;
  • перечень объектов соглашения дополнен объектами охотничьей инфраструктуры, а также имущественными комплексами, предназначенными для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности (часть 1 статьи 7);
  • продлены на 9 лет сроки для настройки региональной нормативной базы (до 1 января 2025 года) (часть 1 статьи 47);
  • уточнены положения, согласно которым к заключенным соглашениям по региональному законодательству до вступления в силу Закона № 224-ФЗ применяются положения региональных законов (часть 3 статьи 47).

Полагаем, внесение изменений в Закон № 224-ФЗ позитивно отразится на практике применения этого нового инструмента регулирования инвестиционных отношений бизнеса и государства при создании инфраструктурных объектов.

Скачать PDF

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ