Новое в регулировании

Закупка работ по строительству на аукционе: как бы не продешевить?

Согласно новым правилам закупки работ по строительству (ремонту, реконструкции) недвижимости для государственных нужд осуществляются на аукционе независимо от начальной цены контракта.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ [1] (далее – Закон № 44-ФЗ) для определения поставщика, если не предусмотрено иное, проводится конкурс (ч. 2 ст. 48). Однако в отношении закупок, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень, необходимо использовать аукцион.

До недавнего времени строительные работы в отношении зданий и сооружений в обязательном порядке закупались на аукционе, за исключением строительства (реконструкции, капитального ремонта):

  • особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства;
  • искусственных дорожных сооружений в составе автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального, местного значения;
  • объектов, начальная (максимальная) цена контракта в отношении которых превышает 150 млн. рублей (для государственных нужд) и 50 млн. рублей (для муниципальных нужд). Распоряжением Правительства РФ от 13.05.2016 № 890-р [2] в отношении последней группы объектов возможность проведения конкурса была отменена.

Соответственно, по новым правилам конкурс допустим только для закупки работ по строительству (реконструкции, ремонту) особо опасных, технически сложных объектов и искусственных дорожных сооружений. Отметим, что также сохраняется норма Закона № 44- ФЗ, согласно которой заказчик может использовать аукцион в отношении товаров (работ, услуг), не включенных в перечень.

Одним из доводов принятия Закона № 44-ФЗ являлось проведение торгов в форме конкурса, однако описанные выше нормы дают основание говорить о возвращении законодателя к правилу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ [3] об аукционе как основном способе закупок.

Ключевым принципом контрактной системы является эффективность размещения заказов, а именно баланс между ценой контракта и качеством выполненных работ (оказанных услуг). Заключение договора на основе конкурса позволяет выбрать опытного подрядчика, в то время как единственным правилом аукциона является снижение цены. Строительные работы большой стоимости требуют высокой квалификации, и сведение закупок исключительно к уменьшению бюджетных расходов может существенным образом отразиться на качестве объекта. От описанного подхода качественным образом отличаются механизмы государственно-частного партнерства [4], которые предполагают проведение конкурса. Однако данные правовые формы не во всех случаях могут стать заменой государственному заказу, поскольку предполагают не только создание (реконструкцию), но и обязательное последующее обслуживание объекта.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Распоряжение Правительства РФ от 13.05.2016 № 890-р «О внесении изменений в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р».

[3] Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

[4] Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Скачать PDF

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ