Комментарии в СМИ

«Железно-платежные переезды: кто заплатит, чтобы не пережидать электричку»

Анна Персиянцева, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», поясняет, от чего зависит обязательность создания бесплатного обхода при реализации объектов транспортной инфраструктуры.

Уже к 2020 году компания «Санкт-Петербургская платная дорога» планирует ликвидировать несколько оживленных железнодорожных переездов, на их месте выстроят новые путепроводы и поставят пункты оплаты: не хочешь пережидать «Сапсан» или «Аллегро» — заплати. «Общественный контроль» выяснял, кому из горожан придется увеличить расходы на логистику или делать многокилометровые «крюки».

Июньский ПМЭФ-2017 «порадовал» петербуржцев сразу несколькими проектами платной транспортной инфраструктуры. Но если Восточный скоростной радиус уже стал новой городской инвестиционной байкой, то замену ряда железнодорожных переездов на путепроводы по направлениям «Сапсана» и «Аллегро» ждали не так скоро.

На самом форуме, напомним, о проекте говорили мало: 8 млрд рублей инвестиций, все будет строиться за счет инвестора, старые переезды демонтируют (это момент принципиальный, как выяснится ниже), а новые путепроводы сразу же передадут городу (для спецмашин проезд будет бесплатным). С инвестиционной инициативой компания намерена прийти в Смольный до конца года. Стороны должны будут утвердить концессионную модель, в том числе итоговый объем инвестиций и стоимость проезда. Если все пройдет успешно, то первый платный путепровод может быть запущен в 2019-2020 году, а окупить вложения «Санкт-Петербургская платная дорога» намерена за 15 лет.

На форуме инвестор вскользь заявил, что пока речь идет о пяти путепроводах на севере и юге города, конкретных адресов не назвав, пообещал раскрыть информацию недели через 2-3. «Общественный контроль», выждав названный срок, на днях обратился в компанию «Платная дорога» (головная структура холдинга) за конкретикой, то там заявили, что никакой другой информации, кроме обнародованной в пресс-релизах, дать не могут.

Вместе с тем в материалах комитета по инвестициям есть конкретный перечень адресов, где инвестору предлагается построить платные путепроводы на месте действующих железнодорожных переездов. Этот перечень подготовил комитет по развитию транспортной инфраструктуры и изначально путепроводов действительно было 5, но затем Смольный решил заняться переездом у станции «Удельная» самостоятельно — вложить в него 2,8 млрд бюджетных денег.

Спасение Славянки

Самая сложная ситуация, для «расшивки» которой, скорее всего, и затевался весь инвестпроект — на юго-западе города, в Колпино и Металлострое. Регулярное движение «Сапсана» намертво парализует движение в южной части города. Этот «узкий момент» даже стал темой почти федерального масштаба: в 2015 году правительство Петербурга выступило решительно против введения тактового движения «Сапсанов», пока не будут построены все необходимые транспортные объекты, как-то: пробивка Софийской улицы до Московского шоссе, реконструкция Оборонной улицы. Путепровод запланирован в створе улицы Урицкого.

Сейчас же проблему предлагают решить путем строительства крупной развязки у ж/д станции «Славянка», предварительно стоимость нового путепровода составит 4,5 млрд рублей. Впрочем, в успехе именно этого проекта сильно сомневается директор Ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов. По его словам, именно проекты путепроводов в городе — очень сложная история, что наглядно продемонстрировал Поклонногорский путепровод. «Нужно место, нужно соблюдать уклон, нужен землеотвод, переносить сети с пятна — все это посылает стоимость проекта куда-то в космос, — говорит эксперт. — У местных проектировщиков, помню, был удачный пример — специальные автолифты в 100-150 метров от переезда, которые перевозили машины через пути, перевозить можно было около 12 машин в час».

Слова эксперта подтверждает и рекогносцировка на местности: станция «Славянка» находится в плотном окружении индивидуальной жилой застройки, можно заранее сказать, что выкуп за землю садоводы будут просить немалый.

А тем, кто не захочет платить за проезд по небольшому участку над путями в Петро-Славянке, придется туго, потому что объехать этот участок малыми силами не получится. Например, чтобы попасть с юго-запада в Металлострой нужно будет либо делать 5-километровый «крюк» по КАДу, либо ехать еще дальше — через Колпино.

Через «Песочку» не объедешь

Первый из «северных» переездов инвестора расположен в створе улицы Первого Мая в Парголово и якобы сильно страдает от летящих «Ласточек» и «Аллегро». Этот объект может обойтись инвестору во внушительные 1,8 млрд рублей, при том что необходимость конкретно этого переезда пока вызывает большие сомнения. Во-первых, он связывает две не слишком большие территории с преобладанием индивидуальной жилой застройки, большого трафика тут не соберешь. Во-вторых, у жителей частных домов есть две довольно близкие альтернативы — дорога в Каменку (тут ее пересекают те же пути и логичнее сделать путепровод здесь, ведь именно по этой дороге многие вылетают на Выборгское шоссе) или вообще не пережидать поезда, а проехать по новопостроенному Суздальскому шоссе — всего 6 км.

Куда болезненнее ударит по горожанам, а если быть честными — то по жителям Ленинградской области, введение платы за переезд путей все того же направления в створе Парковой улицы в поселке Песочное. Переезд, к слову, только недавно отремонтировали. А новый путепровод обойдется в 530 млн рублей. Жители Всеволожского района области, дачники, любители отдыха в Финляндии — в общем, многие любят сделать небольшой крюк, чтобы не толкаться вечером на Выборгском шоссе перед Осиновой Рощей. Но, по всей видимости, для тех, кто принципиально не намерен платить за проезд, крюк станет намного больше. Либо улетать по ЗСД через Белоостров и «Скандинавию», либо, чуть короче, но «плотнее», — через Горское шоссе и Левашово.

Еще полмиллиарда рублей будет стоить последняя из заявленных переправ через «Аллегро» — путепровод в створе Александровского шоссе в Белоострове. Переезд также имеет достаточно близкую альтернативу — всего в 3,5 км находится переезд в створе Нового шоссе, который успешно забирает часть трафика. Более того, Новое шоссе выглядит даже более перспективным узлом, ведь Александровское шоссе на стороне Белоострова как региональная дорога фактически заканчивается — рядом с садоводствами шоссе выглядит в лучшем случае как «военно-грузинская дорога» (цитата губернатора области), по которой способен проехать только трактор.

Есть и еще один неудобный факт — практически над переездом уже построен участок ЗСД, стоят несколько опор. Как поднимать над путями путепровод в этих условиях и делать землеотвод — пока неясно. В свою очередь, генеральный директор компании Rutoll Иван Плотников считает, что переезд в Белоострове будет весьма востребован. «Потому что люди стоят там достаточно долго в попытках попасть в свои садоводства и дачные участки, жилой массив в Белоострове и дальше достаточно большой, люди пережидают “Аллегро” по полчаса», — говорит эксперт. По его словам, с большой долей вероятности переезд в створе шоссе будет ликвидирован, а путепровод перенесут в другое место.

Сколько заплатим

Ни инвестор, ни Смольный пока не готовы говорить об итоговой стоимости проезда для автовладельцев: проект пока на ранней стадии и финансовая модель еще не просчитана. Но для справки: подобный проект стоимостью 200 млн рублей уже запущен в 2013 году в Рязани, за пересечение 80-метровой переправы с автомобилистов берут 25 рублей. В беседе с журналистами глава «Санкт-Петербургские платные дороги» Вадим Коваленко признался, что Рязанский путепровод оказался самым дорогим (в пересчете на стоимость километра для пользователя).

Целая программа строительства платных путепроводов объемом в 63 млрд рублей есть в Московской области. С десяток таких путепроводов уже работает: пересечь ж/д пути стоит от 30 до 80 рублей.

По словам господина Плотникова, нет такого понятия, как справедливая стоимость услуги. Стоимость всегда будет зависеть от множества факторов: окупаемости, ожиданий инвестора и бизнес-плана, трафика. «Очевидно, что ни слишком малой, скажем — 10 рублей, ни слишком большой, около 100 рублей — цену делать не стоит. Думаю, что реальная стоимость проезда окажется где-то посередине».

Без обходных путей

Любопытно, что в беседе с журналистами на ПМЭФ господин Коваленко заявил, что по федеральному законодательству искусственные сооружения, то есть мосты и путепроводы, не требуют обязательной бесплатной альтернативы — это отсыл к 37-й статье закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ…», которая закрепляет обязательность бесплатного объезда, но кроме случаев, если более 50% платной дороги составляют мосты, путепроводы и тоннели. А в нашем случае путепровод составит почти 100% платного участка.

Но есть и другой нюанс. Как рассказала «Общественному контролю» Анна Персиянцева, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», обязательность бесплатного обхода зависит от самого объекта. Если путепровод будет технологической частью автодороги — альтернатива требуется, если не будет частью автодороги — бесплатная альтернатива не требуется.

Впрочем, эксперты говорят, что у нас в Петербурге все хорошо с улично-дорожной сетью. Так или иначе, кто хочет — объедет.

Михаил Немировский

Ссылка на источник

ПОДЕЛИТЬСЯ

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ