Комментарии в СМИ
«Дорога, дорога, ты знаешь, как много…»
Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», рассуждает о грядущих законодательных изменениях, регулирующих выбор подрядчика для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
OK-inform проанализировал финансовые траты комитета по транспортной инфраструктуре.
Не так давно в Смольном озвучивали итоги исполнения бюджета за первый квартал 2013 года. На «медленные» траты указали комитету по строительству, жилищному комитету и комитету по промышленной политике и инновациям. ОК-inform вспомнил, что в лидеры неисполнения частенько попадает и комитет по развитию транспортной инфраструктуры. А дороги, как известно, занимают почетное место среди «вечных тем». Мы попытались разобраться, в чем причины неравномерной циркуляции финансов и почему предсказать результат финансового года в КРТИ — задача далеко не самая простая.
За неравномерное распределение отвечает сезонность…
В этом году комитету выделено для освоения около 23,5 млрд рублей. В прошлом году эта сумма составила 25,2 млрд рублей, из которых по истечении 9 месяцев потратить удалось только 9,2 млрд рублей. К концу года показатель поднялся, и в 2013 год КРТИ вошел с чуть меньшим неисполнением. Однако цифры в течение года в комитете не считают основным показателем качества работы.
— Мы не то ведомство, которое может сравнивать исполнение каждые несколько месяцев, — поясняют в КРТИ. — В начале года у нас может быть и 2%, но только потому, что первые несколько месяцев года «выпадают», а основная работа приходится на конец весны, лето и начало осени.
По нормативам в холодную погоду и впрямь не удастся ни провести работы по разведке, не уложить бетон. Количество работ, а значит и траты бюджетных денег — минимальны.
Впрочем, такое объяснение устраивает не всех. Кирилл Иванов, глава НП «РОССО-Дормост» говорит, что сегодня компания с комитетом почти не работает.
— Они живут в своем измерении и нам туда вход затруднителен, — считает Иванов. — Не знаю, что там происходит, но неосвоение по итогам 2012 года почти 12 млрд рублей и минимальное освоение бюджета за первое полугодие 2013 года лично для меня очень показательно. При этом мы видим массу «зависших» объектов, у которых финансирование по контрактам в 2014-2016 годов, но они простаивают в ожидании денег.
По данным самого комитета, освоение бюджета на 15 июля составило 22,2%. Из запланированных на текущий год средств, 11,7 — в строке «дорожное хозяйство», столько же было запланировано на метростроение.
Впрочем, недавно комитет финансов внес свои корректировки в бюджетные планы дорожного ведомства, урезав финансирование строительства Краносельско-Калининской линии на 2 млрд рублей.
— Проект не прошел экспертизу, и стало понятно, что приступить к работам не получится, поэтому деньги на эти работы закладывать не стали, — пояснили в КРТИ. — Но из дорожной отрасли они не ушли. Финансовый комитет добавил ту же сумму на ремонт дорог.
Функции по строительству метро легли на плечи комитета только в этом году, и как он справится с задачей, можно будет судить только в конце декабря. А может и того позже: масштабный ввод в эксплуатацию новых станций ожидается никак не раньше 2017-2020 годов. Текущий же год порадует только вестибюлем «Спасской».
Впрочем, метростроение может сыграть положительную роль для более «равномерной» работы по сезонам: под землей можно работать круглогодично.
И «фактор подрядчика»
Еще одной причиной «неустойчивости» комитета является работа самих подрядчиков, которые могут сорвать сроки и перенести завершение объекта на следующий год. Подрядчики перенесли, а неисполнение — у комитета. Или с проектом возникли проблемы, и финансирование перешло на следующий год. Аналогичная ситуация. Бывает, что подрядчик, который выиграл конкурс, не выходит на объект (например, из-за банкротства). Это требует проведения дополнительных конкурсов или аукционов, что приводит к временным, а в перспективе и денежным, затратам. Повторные аукционы проводятся примерно в 10% случаев. Сколько на этом теряет ведомство, в комитете затруднились ответить.
Еще часть конкурсов отменяет Федеральная Антимонопольная служба. Например, когда из нескольких участников, к конкурсу допускается только один, так как документация, которую предоставили остальные, по заявлению комитета, не соответствует требованиям.
Последний пример — ремонт улицы Савушкина. Компании не пришлось участвовать в торгах: не было конкурентов. Двое отстраненных от конкурса подали жалобу в ФАС.
Как сообщили корреспонденту OK-inform в КРТИ, есть возможность отмены конкурса, но пока официально известно только о предписаниях, выданных заказчику.
— Бывает, что люди просто обижены и ищут к чему придраться, — говорит пресс-секретарь комитета Юлия Головина. — А проверки ФАС также сказываются на сроках и затратах.
Кирилл Иванов считает, что комитет сам перестал работать с подрядчиками должным образом — отсюда и трудности.
— Комитет перестал быть отраслевым центром, перестал быть генератором отраслевой идеологии, — считает глава компании. — Дорожники не понимают, что происходит, но догадываются, куда все это катится. Ко мне приходят люди, спрашивают, как быть? Мне нечего сказать. Нет коммуникации.
По мнению Иванова, ее нет и в самом комитете.
— Тут выяснилось, что вдруг был объявлен НИОКРовкий конкурс на расценки по работам, связанным с асфальтированием. Стали спрашивать, но ни дирекция, ни сам комитет толком не в курсе. Важнейший вопрос, от которого зависит судьба нескольких десятков организаций малого и среднего бизнеса, нигде ни с кем не обсуждался. Общественный совет бездействует.
Вывести единую формулу «кто прав, а кто виноват» в потере времени и денег не получится: придется вникать в каждый случай отдельно. Подрядчики обращаются в ФАС с целью избежать монополизации, а КРТИ направляет официальные обращения банкам с просьбой «обратить внимание на репутацию и финансовое состояние организаций — участников дорожного рынка, которым будут выдаваться банковские гарантии». Цель — избежать срыва сроков из-за недобросовестности подрядчика.
Плюсы, неотделимые от минусов
Влияние человеческого фактора в отрасли несколько пугающее. Казалось бы, форма выбора подрядчика в форме аукциона — максимально логичное и быстрое решение. Кто предложил максимально низкую цену, тот и берется за работу. Но выясняется, что уравнение цена-качество здесь актуально как никогда: высокой квалификации и ответственности фирмы в аукционе никто не гарантирует.
Впрочем, такое положение дел привело и к положительным результатам. Как отмечает Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», с 1 января 2014 года вступает в силу ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который нацелен на устранение недостатков существующего 94-ФЗ.
— В частности, закон предусматривает, что по общему правилу торги проводятся в форме конкурса, — поясняет юрист.
Еще один «плюс с примечаниями» — это федеральное финансирование. Конечно, дополнительные средства — это хорошо. Но если они приходят в конце года, КРТИ не успевает объявить конкурс (при этом деньги уже числятся за комитетом) и получает очередную строчку неисполнения.
Кроме того, центр финансирует только те объекты, которые важны в российском масштабе, например, дороги к аэропортам или те, что пересекают федеральные трассы. Дают федералы денег и на «приоритетные направления», поэтому, например, сейчас «выбить» деньги на проекты, связанные с чемпионатом, легче, чем на какие-то общегородские.
Последним прецедентом стала возможность федерального финансирования «Новокрестовской» из-за которого, по мнению горожан, отложено строительство метро на юго-западе. На данный момент федеральные средства под управлением КРТИ осваиваются на пяти городских объектах.
Есть проблемы и технического характера. Количество аварий на сетях зачастую «нейтрализует» работу дорожников: для ремонта полотно вскрывают, а потом его приходится латать. Однако данная ситуация привела и к тому, что КРТИ объединил усилия с комитетом по энергетике. На координационных советах сетевики и дорожники пытаются увязать свои программы по текущему ремонту, что позволяет избежать двойных трат, оставляя их форс-мажорам.
— Если анализировать структуру органов исполнительной власти, то такие ведомства как КРТИ, комитет по строительству, комитет по энергетике, комитет по благоустройству дублируют функции своих подведомственных Дирекций заказчика, которые непосредственно и проводят конкурсы, подписывают контракты, следят за их исполнением, вводят объекты в эксплуатацию, занимаются содержанием, ремонтом, реконструкцией, — рассуждает Кирилл Иванов. — Лично мне видится более эффективным объединить их, дирекции, в рамках единого управленческого комплекса. Тогда вопросы координации программ, управления и бюджетирования могли бы быть более взаимоувязаны.
OK-inform поинтересовался у комитета, может ли положительная динамика этого года быть связана с саммитом G20? К концу лета должны быть готовы центральные магистрали города, которые будут использовать участники саммита, и улицы, по которым направят горожан при необходимости объезда или пропуска кортежа. Однако в КРТИ сообщили, что те адреса, о которых идет речь, и так входили в адресную программу. Единственное отступление — возможно, они потребуют более тщательной проверки.
В конце прошлого года назначенный на должность главы КРТИ Дмитрий Буренин потребовал пересмотра нескольких конкурсов с тем, чтобы они соответствовали законодательству и не сорвались. В итоге, сроки выполнения стали более жесткими. Сейчас цель КРТИ — успеть с текущим ремонтом, чтобы горожане, которые вернуться с дач и из отпусков, не стояли в пробках. И исполнение обещаний в этом случае для петербуржцев гораздо желаннее исполнения бюджета на 100%.
Валерия Асеева
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF