Комментарии в СМИ

«Петербургские детсады и школы обзаводятся партнерами»

Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», отмечает, что международный опыт использования механизмов ГЧП значителен, однако в отличие от зарубежной практики российское законодательство пока не преду­сматривает такого широкого спектра форм партнерства государства и бизнеса.

В этом году город планирует заключить 50 соглашений с инвесторами по развитию 80 социальных объектов. Объем внебюджетных инвестиций в социнфраструктуру растет, но форм для взаимодействия бизнеса и власти пока что немного, считают эксперты.

Дефицит мест в детских садах и школах в Петербурге, с учетом строящихся на конец лета объектов по региональным нормам градостроительного проектирования, составлял 72 тыс. и 208 тыс. мест соответственно, в поликлиниках – 65 тыс. посещений. С учетом активного жилищного строительства объем обязательств города по строительству социальной инфраструктуры в долгосрочной перспективе оценивается в сотни миллиардов рублей. Поэтому перед городом стоит задача внедрять эффективные механизмы создания таких объектов, активнее сотрудничать с бизнесом в этих вопросах. В Петербурге есть опыт выкупа построенных инвесторами объектов и безвозмездной их передачи от застройщиков.

Несколько путей

На сегодняшний день город применяет несколько механизмов реализации проектов социнфраструктуры за счет инвесторов. Основной из них – это соглашения между инвестором и Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга о проектировании и строительстве таких объектов с последующей их передачей в госсобственность.

Второй механизм – когда соцобъекты строятся при комплексном освоении территорий в рамках договоров аренды земли. Менее распространенный механизм – инвестусловия по договорам аренды земли.

Как отметили в Комитете по строительству (КС), в более редких случаях инвестор добровольно передает объект в адрес города, когда сам понимает необходимость создания социальной инфраструктуры.

Условия передачи объекта в собственность определяются индивидуально. Но льготы за построенные объекты социнфраструктуры инвестору не предоставляются.

В КС также добавили, что на данный момент схема государственно-частного партнерства при строительстве школ и детсадов не применяется, хотя у города есть такой опыт – данный механизм был реализован в 2014 г. при застройке квартала ЖК «Славянка» ГК «Балтрос».

Кстати, в октябре город объявил конкурс на концессию (одна из форм государственно-частного партнерства) по созданию поликлиники в микрорайоне Славянка. Но с объектами здравоохранения в плане привлечения инвестиций и партнерства города и бизнеса все проще – в таких проектах понятна доходная часть, на них легче «заработать».

Как работают соседи

Если сравнивать с опытом Ленобласти, то там с 2012 г. реализуется программа «Соцобъекты в обмен на налоги». Регионом заключено 28 соглашений с застройщиками: по ним до 2036 г. планируется построить 114 объектов, из которых 84 – это детсады почти на 15 тыс. мест и 30 школ на 24,6 тыс. мест. Это также позволяет контролировать стройки, а после процедуры выкупа соцобъекты передаются в собственность муниципального образования. Помимо выкупа, в рамках проектов комплексного освоения территорий здесь тоже есть объекты инфраструктуры, которые передаются муниципалитетам безвозмездно.

Время для практики

По словам Ирины Митиной, старшего юриста практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и партнеры», международный опыт использования механизмов ГЧП обширен, однако в отличие от зарубежной практики наше законодательство пока не преду­сматривает такого широкого спектра форм партнерства государства и бизнеса. Хотя в последние годы и наметились положительные подвижки в правовом поле.

«Строительство соцобъектов в рамках комплексного освоения территории в России действительно, как правило, осуществляется застройщиками, – комментирует эксперт. – Возможен также механизм, в соответствии с которым земельный участок, предназначенный для больницы или школы, выделяется и безвозмездно передается в казну. Далее указанная земля предоставляется новому инвестору, например, на основании концессионного соглашения или соглашения о ГЧП».

По мнению Карины Чичкановой, партнера, главы российской практики ГЧП и инфраструктуры компании Dentons, так как в проектах по созданию социальной инфраструктуры оказание услуг населению предоставляется, как правило, государственными учреждениями, то наиболее подходящая форма для них – ГЧП или контракты жизненного цикла.

«Если говорить о проектах, где частный партнер готов взять на себя функции по эксплуатации объекта, то есть к оказанию услуг, то целесообразно выбирать между концессией и иными формами ГЧП», – добавляет эксперт.

Пока по таким схемам реализовано немного соцобъектов, но их число однозначно будет расти.

Олеся Гончарова

Материал опубликован на сайте газеты «Петербургский дневник» 09.11.2016

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ